Областная учебно-исследовательская конференция

старшеклассников « Юность Поморья»  2009 год

Работы в формате PDF

Шумов Антон  Шуваев Максим Кисляк Юлия  буклет Куренгин Иван  

 

Ануфриевский скит

                                       

                                                                                         Котцова  Валерия Фёдоровна,

                                                                                       9 класс МОУ «Общеобразовательная

                                                                      Койденская средняя школа

                                                                                       Мезенского района»

Научный руководитель

                                                                                Малыгина Инна Петровна

                                                                                       учитель  физики и информатики

                                                                                      МОУ «Общеобразовательная

                                                                                       Койденская средняя школа

                                                                                       Мезенского района   

    Презентация в PDF формате 2.7 Mb                                                                                                

Содержание

 1.Введение                                                                                        

2.История                                                                                          

3. Наставники                                                                               

4. Раскольничество                                                                      

5.Население                                                                                  

6.Структура Кельи                                                                      

      6.1 Золотая поляна

      6.2 Подгорская лахта

      6.3 Заводы

      6.4 Верхние Кельи

      6.5 Святые отцы

 7. Имущество скитян

8. Легенда « Три Берёзы»

9. Заключение                                                                                       

10.Библиографический список

11.Приложение

 

Гора святых отцов

Койдозеро

 Духовная культура – неотъемлемая часть культуры народа в целом. Она может формироваться различными путями: изучение исторического наследия, изучения культуры народа в целом. Немало важной составляющей является и знание святынь, основ, истоков зарождения веры.

Мы, жители северного, поморского края, нетронутого цивилизацией, обладаем уникальной возможностью увидеть своим глазами те места, где зарождалось старообрядческая вера. Одним из таких мест можно считать Ануфриевский скит (Кельи) находящийся у истоков реки Койда и окружённый непроходимыми таинственными лесами. Много тайн и загадок, недосказанностей и фантазий, легенд скрывает в себе эта неприкосновенная обитель монашества.

К большому сожалению, мы,  жители села Койда, слишком мало знаем об этом таинственном и уникальном месте. Если не знаем мы, не знает и район, область, значит, забыты истоки того пути, по которому развивалась  христианская вера на Русском Севере. Может быть, именно сейчас настало то время,  когда следует заглянуть в историю  иночества на Русском  Севере, осознать и впитать  всё то духовное, вечное, незыблемое,что формирует культуру человека и человечество в целом.

Цель нашего исследования – рассмотрение истории формирования и жизнедеятельности Ануфриевского скита как важного феномена культуры Русского Севера.

Для достижения данной цели поставлены конкретные задачи:

1. Рассмотреть истоки зарождения Ануфриевского скита.

2. Описать и показать современное состояние данного скита.

3. Выявить культурологическую специфику.

4. Способствовать наиболее полному раскрытию уникальности, неповторимости, культурной ценности с цель принятия решения о получении Ануфриевским скитом объекта культурного наследия Севера.

Объектом исследования является Ануфриевский скит (Кельи) .

Предметом исследования является история зарождения монашеского поселенья в истоках реки Койда.

Поставленные в работе цели и задачи исследования определили его методы, основным из которых является описание, заключающееся в классификации, обобщении, описании и иллюстрировании собранного материала, и анализ исторических фактов.

Среди методов работы можно выделить следующие:

1.         Изучение исторических материалов, церковных книг и фотографий.

2.         Беседа с жителями село Койда, ранее проживавшими в Ануфриевском ските: Коптяковым Михаилом Афанасьевичем, и  жителями, посещающими данные места в последнее время.

Информационной базой  исследования стали труды А. И. Леонтьева, Николая Окладникова, периодические издания местного масштаба (газета «Север»), фотографии. Но специальных работ, посвящённых глубокому изучению и анализу истории заселения и функционирования  Ануфриевского скита нет, чем прежде всего и определяется научная новизна этой работы.

Актуальность данной работы и выбранной темы объекта исследования определяется необходимостью отбора, систематизации и описания явлений духовной жизни, культурного наследия, ещё не становившегося предметом детального научного изучения.

Но в результате исследования обнаружились и трудности, главная из которых невозможность организации школьной экспедиции в Ануфриевский скит, в связи с отсутствием материальных средств. Но данный факт нельзя считать серьёзным препятствием, поскольку жители села Койда и история Севера данные позволяют реализовать поставленную перед нами цель.

                        История

Ануфриевский скит был образован в конце XVII -начале XVII вв. и расположен около озера Койдозера, через которое протекает река Койда, и по берегам этой реки. Ближайшее село Мегра лежало от скита примерно в 40 км. 

По приглашению Ануфрия сюда подались старообрядцы из керженских лесов. Так образовался на Зимнем берегу Белого моря старообрядческий скит. Скит этот в честь его основателя был назван Ануфриевским (его официально назвали  Ануфриевским только в 1744) году.

Переселение керженских старообрядцев на Зимний берег Белого моря в пределы Мезенского уезда произошло под влиянием вождя и идеолога старообрядчества протопопа Аввакума Петрова.

По преданию, до прихода сюда Ануфрия в этих местах находились кельи старообрядцев из Поморья. Известно, что до образования старообрядческих поселений эти земли принадлежали крестьянам Немнюжской волости Пинежского уезда Архангельской губернии, которые занимались здесь рыболовством.

                                     Наставники

После смерти старца Ануфрия (дата его смерти неизвестна) наставником Ануфриевского скита стал инок Пахомий, который до этого был наставником в одном из сельбищ скита.  то время вмести с ним проживали 20 старцев и бельцов15, в том числе родной брат.

 В другом сельбище, расположенном в верховьях реки Койды, настоятельницей была Феотинья, в миру Фёкла, 1678 года рождения, родом из Романовского уезда. В 1743 году при ней проживали «8 стариц, 2 белиц и 1 белец».

В женском сельбище , расположенном в верховьях реки Майды, в 20 верстах от Койдозера, наставницей была Февронья, в миру Федосья, 1654 года рождения, родилась в Варзуге на Терском берегу в семье крестьян- староверов. Вместе  с ней в сельбище на реке Майде в 1743 году проживали «9 стариц, 9 белиц и 2 бельца»

Наставник Ануфриевского скита монах Пахомий 20 октября 1743 года умер, и после его смерти наставником скита стал скимонах Варлаам.

 

Гробница старца Ануфрия

   

                                      Раскольничество

 Летом 1743 года в этих местах по зданию церковных властей побывал крестьянин Окладниковой слободы на Мезени  Артемий Ванюков, назвавшийся разыскать скрывшихся здесь «потаённых раскольников». О результатах своего розыска он доложил архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Варсанофию и по настоянию последнего «Для сыску и взятия потаённых раскольников ради искоренения староверства» архангельский губернатор отправил в Мезенскй уезд и на Пижму Печорскую воинскую карательную экспедицию во главе с майором Ильищевым с участием доносителя Ванюкова. В ноябре 1743 года экспедиция выехала на Пижму Печорскую, произведя там разгром Великопоженского старообрядческого общежительства. А затем, в январе 1744 года (точная дата его прибытия туда неизвестна) в Ануфриевский скит.Участники экспедиции подвергли разорению и разграблению кельи и молельни скита, а старцев и стариц, которые не могли убежать отправили в архангельскую губернскую канцелярию. Вскоре, после разгрома Ануфриевского скита, старообрядцы этого скита, которым удалось скрыться от карательной экспедиции, вновь вернулись сюда, и их усилиями, а также усилиями вновь пришедших старообрядцев из разных мест Росси, при активной помощи жителей Поморья скит был возрождён.  

                                         Население

В 1802 году в этом скиту было уже 20 келий, которые были разбросаны между  собой на расстоянии одной -трёх вёрст.

В 1845 году скит состоял из 11 отдельных сельбищ, разбросанных по берегам Койдозера и реки Койды. Главное  из них – Ануфриевское – располагалось на южном берегу Койдозеро. Во всех  сельбищах тогда были 22 жилые кельи, в которых поживали 74 скитянина, в том числе 14 мужчин, 58 женщин и 2 ребёнка. Основная масса населения в скиту состояла из крестьян, но были там и люди купеческого сословия, и даже чиновники и военные. Основную массу составляли женщины-келейницы. Живущих семьями было немного, в 1856году здесь насчитывалось всего семь семей. Всё взрослое население скита было занято в разных работах. Мужчины занимались рыбной ловлей, охотой и изготовлением разных поделок из дерева. Скитяне содержали домашний скот и имели оленей. Некоторые занимались огородничеством.

В Ануфриевском селении по 9-й переписи (август 1850г.) остались два дворовладельца: Нечаев Артемий 69 лет – сын учителя и братья Коптяковы. Было ещё 18 девиц – посельниц,  в  числе которых 13 душ в возрасте 61 -86 лет.

                                             Структура Кельи

 Озеро Койда  ------- Нижние Кельи -------Золотая поляна -------------      Подгорская лахта------------Заводы  ---------- Верхние Кельи ------------- Святые отцы

                                         Золотая поляна

На поляне стоял монастырь, там жили богатые монахи. Все необходимые продукты возили из Москвы. Обозы уходили осенью, а возвращались весной. Для подвоза грузов на озере был сделан причал длиной 50 метров, В монастыре было много книг и икон. На поляне стоял большой красивый деревянный крест, буквы которого были залиты золотом. В своё время приезжал из Москвы архиерей высокого звания, он очень дорого оценил этот крест. По неосторожности крест сгорел.(со слов Коптякова М.А.)

                                         Подгорская лахта.

У озера находилась высокая гора, под которой располагался залив. В этом месте жила семья Борисовых. К вершине горы была проложена дорога , по которой возили груз на тачках. Существует легенда, что в упомянутом выше озере  был скрыт бочонок с золотом. По легенде он висит на четырёх цепях, и его охраняют мистические существа ( громадный змей или дракон). Правдоподобность легенды вызывала сомнение. С целью её проверки были вызваны водолазы, которые исследовали дно озеро. Однако, тайный клад был не обнаружен.(Легенда записана со слов Коптяковой О.М.)

                                                Заводы

Заводы (12 домов) делали кирпичи для печей. Были выроты глубокие шахты, в которых добывали побелку. Её возили карбасами в  село Койду, обменивались с населением на хлеб и керосин. Делали свои лопаты, вилы, ковали всё сами. В советское время там построили колхозную избу. Колхоз ловил рыбу, рубили колья для неводов.( со слов Коптякова М.А.)  

                                                                                    Верхние кельи

В Верхних Кельях (5-6 домов на поляне) жили два брата Коптяковы, Афанасий и Василий Михайловичи. В каждой семье было по пять детей. У Афанасия Михайловича и Зинаиды Константиновны были дети: Георгий, Евдокия, Александра, Михаил, Светлана. Занимались охотой,  рыбалкой. Держали скот: корову, овцу, лошадь. Выращивали лук, репу, картофель.

После войны Афанасий Михайлович ездил летом на карбасах, зимой на лошадях, чтобы привезти товар из Койды. Товар продавал в своём амбаре.

Жена, Зинаида Константиновна, занималась воспитанием детей, домашним хозяйством. Семья Коптякова Афанасия Михайловича выехала последней из Кельев и поселилась в селе Койда.( со слов Коптякова М. А.)

                         

 

"Заводы"

 

                                             Святые отцы

На этом месте  находился молитвенный дом, а в дремучем лесу стояла часовня. Там хранилась икона Казанской Божией матери, принесённая из Новгорода Ефимией и Павлой, она была притягательной силой для паломничества. Теперь часовня находится в разрушенном виде.

 Также в этом находилось пять гробниц. В настоящее время сохранилось только две, первая - отцу Ануфрию, а вторая отцу Пахомию. Остальные гробницы уже заросли. Сохранился до наших дней и один обетный крест, сделанный из лиственницы. На кресте вырезаны латинские буквы. (приложение 5, 6,7)

                                                Имущество скитян

 Скитское имущество, помимо Келий, составляли предметы религиозного обихода: старинные книги и иконы. Среди икон было много старых, привезённых из керженских скитов, а также из Москвы и Нижнего Новгорода. В каждом сельбище скита для общих молитв имелись молельни, а в Ануфриевском сельбище имелся молитвенный дом, который в праздничные дни украшался особенно чтимыми древними иконами. Эти иконы в обычные дни хранились у настоятеля и на обзор не выставлялись.

                                           Три берёзы (легенда)

Жители Ануфриевского скита говорили, что Кельи исчезнут, когда упадут 3 большие берёзы. Они растут на берегу реки Коптяковка. В данный момент из трёх осталась одна берёза. Из рассказа Оксаны Коптяковой мы узнали, что  оставшаяся берёза почти упала ( склонилась над речкой). Оксана нам нарисовала эту  берёзку (приложение 8). На рисунке видно, что рядом с ней растут 2 молодые берёзки. Так , что мы надеемся ,что жизнь преодолеет смерть. Молодость, победит старость.

В Ануфриевском сельбище был молитвенный дом и   школа, которую возглавлял выходец из крестьн-поморов Евсей Иванович Нечаев. Нечаев умер в 1836 году в возрасте 89 лет.

Позднее Ануфриевское селение, как именовался скит в 1847 году, было переименовано в выселок Коптяковский, так как основное население его составляли братья и сёстры Коптяковы. По переписи 1920 года в этом выселке было 6 жилых дворов, в них проживали 39 человек, 21 мужчин и 18 женщин.

Такова история Ануфриевского старообрядческого скита, который являлся центром старообрядчества в Мезенском Поморье в XVIII-XIX вв.

Рассмотрев историю формирования и жизнедеятельности Ануфриевского скита, можно сделать вывод, что Ануфриевский скит уникальное место по своей истории и культуре. Этот скит- культурное наследие не только нашего села Койда, но и всей Архангельской области, так как старообрядцы приходили сюда из разных мест России, и каждый из них вносил свой вклад в создание Ануфриевского скита, поэтому Ануфриевский скит важно изучать и исследовать. Но скит можно использовать как и культурный центр нашего района -привлекать туристов. Организовывать экспедиции и туристические походы. В дальнейшем планируется ещё более глубокое изучение Ануфриевского скита, для того чтобы знать обычаи и подробную историю нашего края.

                               БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     1.     Леонтьев А.И. Зимняя сторона.- Архангельск: Правда Севера, 1999

2.     Окладников Н. Ануфриевский скит

3.     Седунов Ф. Православная церковь и раскольничество в Поморье. // Север, 1995 г.

Информацию также предоставили: Коптякова Оксана Михайловна и Коптяков Михаил Афанасьевич.  

                         

 Обетные кресты в селе Койда

 

Ситкова  Елена Васильевна,

                                                                                       9 класс МОУ

« Общеобразовательная Койденская средняя школа Мезенского района»

                                                                                       

                                                                                      

Научный руководитель

                                                                                       Малыгина Инна Петровна,

                                                                                       учитель  физики и информатики

                                                                                      МОУ «Общеобразовательная

                                                                                       Койденская средняя школа

                                                                                       Мезенского района»

 

 

                                                   Содержание

 

1.Введение                                                                                                         

2.Обетный крест на 9 километре.                                                                  

3. Крест, поставленный  М. В Ломоносову.                                                      

4.Обетный крест у Чёрной реки                                                                     

5.  Три обетных креста                                                                                     

6.Заключение                                                                                                     

7.Библиографический список

8. Приложение

 Центральным  символом, путеводным знаменем религиозно – духовного движение русских помор является  образ креста. В Мезенском районе Архангельской области обетные кресты стоят практически возле каждого отдельного населенного пункта. И наше село не исключение. Нас заинтересовало, когда и кем были поставлены обетные кресты в нашем селе.

Ведь за каждым из крестов стоят какие-то события, трагические или радостные: обеты данные в трудный час жизни.

Цель нашего исследования – обратить внимание молодого поколения на исторические корни давшие истоки Православию.

Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

 1. Узнать кто и когда поставил данный крест.

2.  Выявить культурологическую специфику обетных крестов.

3. Донести до молодого поколения знания о духовной жизни села.

4.Выявить историческую ценность этих крестов.

Информационной базой исследования стали издания местного масштаба (газета «Север»), статьи, написанные жительницей нашего села Жуковой З.С., беседа с жителями села Койда.

Объектом исследования  являются обетные кресты в селе Койда.

Предметом исследования являются особенности возникновения и существования обетных крестов в селе Койда Мезенского района.

Методами исследования, тогда будут следующие задачи:

1.         Изучение материалов , фотографий и картин художников.

2.         Беседа со старейшими жителями села.

3.         Знакомство с архивными документами.

Жители нашего села в основном занимались рыболовецким и зверобойным промыслом, поэтому многие обетные кресты поставлены в память о погибших в морских пучинах. Трудности исследования заключаются в том, что научной литературе о наших  обетных крестах очень мало.

Новизна работы – выявление фактов и сведений существования обетных крестов не изученных и не описанных в научной и духовной практике.

Из статьи Г. А. Тюрина «Я не встречал ничего другого, что также бы просто и лаконично, но и так же  бы сильно и глубоко служило символом человеческой памяти. Теперь только в некоторых районах Севера, и прежде всего на Мезени, сохранилось небольшое количество крестов, имеющих огромное значение не только для северной, но и для всей русской культуры»

Мы хотим рассказать о некоторых крестах, которые есть в нашем селе:

                          

Обетный крест на 9 километре

 

На девятом километре от Койды по зимнику на Мезень стоит очень старый крест. Об этом кресте старожил села Вылко Калиста Васильевна рассказывала  следующее:

« С Мезени шёл человек и не дошёл, умер. На этом месте поставили крест. Он был покрашен красной краской, и стал называться Красным. Кто был этот человек, когда и кем поставлен крест, никто не помнит. Отправляясь в дорогу или на промысел, у креста всегда останавливаются, поминают.»

В настоящее время следов краски на кресте практически нет. Крест, видимо, лиственничный. На нём вырезаны церковно- славянские буквы.

 

            

Крест, поставленный  М. В Ломоносову

  

Отец М. В. Ломоносова Василий Дорофеевич погиб весной 1741 года в районе о. Моржовец- во время традиционного поморского промысла морского зверя в Белом море.

Одиннадцать лет назад мезенское землячество «Зимний берег» обратилось в администрацию Койденского сельсовета с просьбой установить на этом острове памятный крест для увековечения памяти рода Ломоносовых.

Сельсовет, рассмотрев просьбу, поручил её исполнение рыболовецкому колхозу «Освобождение». Рабочие Мезенского лесозавода выпилили из добротной лиственницы брус, а мастера- умельцы по дереву Малыгины изготовили из него памятный крест,  увенчав его надписью о Василии Дорофеевиче. Местом установки памятного креста выбрали угор правого берега устья реки Койда- на самом выходе её в море, откуда виден и о. Моржовец. Торжественное открытие памятного креста В. Д. Ломоносову состоялось в июле 1996 года - в День рыбака.

 

              Обетный крест у «Чёрной реки»

  

В верховьях реки Койда, недалеко от её истоков, около Чёрной речки,

(притока реки Койда) находится старый деревянный крест, поставленный в честь Девушки Аксиньи, которая  некоторыми жителями  признаётся Святой

По легенде в одно лето сенокосная бригада отправилась на карбасах на колхозный сенокос. Около Чёрной речки девушка Аксинья, развеселилась, вступила на борт карбаса. Вдруг карбас качнулся, и девушка упала в воду. В течение недели её искали, но поиски не увенчались. Через год другая колхозная бригада отправилась на сенокос. Проезжая  мимо Чёрной речки они увидели у берега тело девушки Аксинье , не чуть не изменившееся, разве что бахилки ( обрезанные сапоги)  на одной ноге не было. Лежала на глади воды, как живая, как будто просто спит. Многие из местных жителей признали её святой, но церковь, конечно, её не  канонизировала .

 

Этот крест сделал и поставил 21 октября в 2003 году Малыгин Виктор Максимович. Крест находится в верховьях реки Койда.

                              Три обетных креста

На высоком Койденском берегу стоят три обетных креста. Первый крест (слева) был поставлен в 1910 году (кто его поставил, уже никто не помнит). Около него была дорожная часовня. Зверобои ставили там свечки, чтобы была удача в промысле. При пожаре часовня сгорела, и на её месте были установлены ещё два креста.

Дорожных часовен в селе было три. Одна из них находилась за рекой. Она сохранилась до сих пор. В праздники там ставят поминальные свечи.

Русские землепроходцы, осваивавшие пространства Севера, на местах своих новых поселений «ставили большой  деревянный крест и при нём  какую- либо икону. Для защиты от дождя и снега, а также в память какого- либо события, жители   над крестом устроили досчатый футляр, что являлось нечто вроде часовни.

(Н. М. Теребихин).Когда часовни разваливались, оставался только большой, издали  видный крест.

Второй крест (в центре) был поставлен в память о затонувших северянах на промысловом судне «Каганович». Оно вышло из села Койда 4 ноября 1945 года в Мурманск и попало в шторм, в районе Восточная лица 1 декабря 1945 года. В числе погибших было 14 жителей села Койда. О гибели 14  своих земляков в числе которых была и одна женщина узнали койдяни по дощечке с надписью « Каганович». Каким ветром, каким течением прибило её к койденскому берегу – один бог знает, который наверное, всё-таки есть если всё же нашёл способ известить живущих о страшном горе . Колхоз Освобождение хотел тогда поставить памятник погибшем, но всё пока осталось без изменения. Только  крест, который стоит на высоком берегу как память о случившейся трагедии, чтобы помнили, не забывали потомки об этой  драматической странице истории села. Крест поставил Малыгин Александр Григорьевич в память о сыне Владимире, который был на этом судне, и погиб.
      Самый большой крест был поставлен в 50-60 годы Малыгиным Семёном Андреевичем. Памятник был изготовлен в честь погибших на парусном судне «Иван Златоуст». В Команде был и отец мастера боцман Малыгин Андрей Алексеевич. Судно затонуло ещё до советской власти при заходе в Мезень у речки Сёмжа. Хозяином был Малыгин Иван Алексеевич

 

Малыгин Андрей Андреевич (1882 г.)

Малыгин Дмитрий Сидорович (1911)

Малыгин Василий Александрович (1927)

Малыгин Павел Иванович (1900)

Попов Григорий Васильевич (1910)

Малыгин Галактион Васильевич (1926)

Малыгин Владимир Александрович (1922)

Малыгин Иван Алексеевич (1882)

Малыгина Елена Евтропьевна (1925)

Попов Фёдор Михайлович (1894)

Бурков Артемий Иванович (1914)

Фёдоров Александр Николаевич

Крапивин Михаил Дмитриевич

Бурков Терентий Алексеевич

 

 

 Вся  жизнь Койденских жителей была связана с морем. Немало их погибло в морской пучине. Об этом и напоминают старинные обетные кресты. Как дань памяти.

В наше время, когда люди привыкли получать информацию из экранов телевидения, через Интернет, где в основном мало уделяется редким фактам истории. Очень важно молодому поколению приобщаться к истории, культуре северного народа через памятники старины.

Мы хотим ходатайствовать в правления колхоза « Освобождения» об установлении памятника погибшим на рыболовецком судне «Каганович»

в 1945 году.

            БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

              1.     На суровой земле Койды //Север

2.     Жукова З. С.Красный крест у Койды// Север

3.     Научная работа Н. М. Теребихин.//Интернет

 Информацию также предоставили:

правление колхоза«Освобождение»,

Малыгина Е. М.,

                       Малыгин В.М.,

Малыгина П .Е.

  

                             

Солнечный дом

 

Володина Ксения Николаевна

                                                                                 11 А класс МОУ «Общеобразовательная 

                                                         средняя школа г.Мезень»

 

 

                                                    Научный руководитель

                                                                Мурашева Лариса Николаевна

                                                                            учитель МОУ «Общеобразовательная

                                                      средняя школа г.Мезень»

 

                                    

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  

1. Введение                                                                                              

2. Резервы Солнца                                                                                  

3. Этапы проектирования дома                                                              

4. Принцип работы установки для преобразования солнечной

      энергии в тепловую                                                                            

5. Экономические выводы

6. Описание создания макета                                                                                                                                        

7. Заключение                                                                                          

 8. Ресурсы                                                                                                 

 8. Приложение                                                     

   

  Солнце, как известно, является первичным и основным источником энергии для нашей планеты. Оно греет всю Землю. И если энергию, поставляемую на нашу планету Солнцем за год, перевести в то же условное топливо, то эта цифра составит около 100 триллионов тонн. Это в десять тысяч раз больше, чем нам нужно. Сегодня, в научном мире начали задумываться о снижении влияния на окружающую среду и  над тем, что происходит истощение природных ресурсов. Тем самым  возобновили интерес к альтернативным источникам питания и к разработке отвечающих времени решений в области солнечной энергии.

    Есть несколько направлений преобразования и использования солнечной энергии. Можно преобразовывать солнечное излучение в тепловую и электрическую энергию, использовать для отопления зданий, кондиционировать воздух, горячее водоснабжение, сушить различные материалы и сельскохозяйственные продукты, опреснять морскую воду.

     Строительство «солнечных домов» на Западе постепенно становится «правилом хорошего тона». Почему бы нам, россиянам тоже не задуматься над этим проектом? Ведь исторически сложилось так, что на проектирование зданий влияли местные климатические условия и доступность строительных материалов. В наше время человечество отделило себя от природы, идя по пути господства и контроля над ней. Этот путь привел к однотипному стилю зданий практически для любой местности. Сегодня, пора начать менять свое отношение к экологии и использованию возобновляемой энергии. При проектировании  и строительстве жилых домов учитывать использование солнечной энергии и гармонии с окружающей природой. Что мы и попытались сделать, создав макет своего «солнечного дома». 

     Проанализировать сколько дней в году этот дом будет функционировать за счет солнечной энергии у нас на севере, в Мезенском районе, нам помогли начальник метеостанции г.Мезень М.Н.Щепихина и краевед В.Е.Ружников.

     Еще в тридцатые годы прошлого столетия стали задумываться о воздействии солнечной активности на географическую оболочку  Земли. Морис Семенович Эйгенсон – профессор, крупный ученый  заложил основы быстро развивающейся науки гелиоэнергетики (концентрации солнечной радиации и преобразования ее в другие виды энергии, удобные для практического применения), которой предстоит большое будущее.

   Цель исследования – анализ погодных условий в городе Мезени для реализации проекта «солнечный дом».

Цель исследования обусловила следующие основные задачи:

  • Проанализировать и сравнить количество солнечной радиации в Европе,  странах Карибского бассейна и Мезени, кВт/м2 в день
  • Осуществить анализ «солнечного дома» (создание макета)
  • Проанализировать экономическую выгоду «солнечного дома» (затраты на тепловую энергию, горячее водоснабжение)

Информационной базой исследования стали информационные ресурсы с сайта: www.energospace.ru/solar/, www.energosoft.info/ref_gelio., www.businessvoc.ru/bv/Term.asp?word_id=26573,  www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika/53.htm . 

 Методами исследования является:

  • Изучение материалов регистрации продолжительности солнечного сияния на территории Мезенского района
  • Беседа с работниками Гидрометеослужбы
  • Встреча с жителем г.Мезени В.Е.Ружниковым, краеведом.     

     В настоящее время существует очень незначительный объем информации на данную тему, поэтому основные идеи мы взяли на сайте в Интернете. Так же познакомились с материалами краеведа Виктора Егоровича Ружникова, который в течение 50 лет наблюдает за состоянием климатических изменений на территории нашего района. 

      «Собрать», сконцентрировать солнечную энергию может каждый. В ясный солнечный день линза соберет лучи солнца в яркое пятнышко. Температура там такая, что лучи прожигают бумагу.

     Солнце представляет собой раскаленный шар. Резервы,  которого настолько велики, что светиться так же ярко оно сможет еще около 5 миллиардов лет. От Солнца на Землю идет тепловой поток, энергия которого измеряется астрономической цифрой – 1,57. 1018 кВт ч в год.  Всего за три дня Солнце посылает Земле столько энергии, сколько содержится ее во всех разведанных нами запасах топлива! Но при общей огромной энергии, поступающей от солнца, на каждый квадратный метр поверхности земли ее приходится совсем немного – от 100 до 200 ватт, в зависимости от географических координат (приложение 1). В часы солнечного сияния эта мощность достигает 400 – 900 вт/м2 , и поэтому, чтобы получить заметную мощность, нужно обязательно сначала собрать этот поток с большой поверхности и затем сконцентрировать его. Большое неудобство составляет то, что получать эту энергию можно только днем. Ночью приходится использовать другие источники энергии или накапливать, аккумулировать солнечную. Ближайшее положение к Солнцу Земля занимает в декабре (в это время поток солнечной энергии минимален), а самое отдаленное в июне, когда Солнце на севере «работает» 20 часов в сутки.

      Существует несколько способов пассивного использования солнечной энергии в архитектуре. Используя их, можно создать множество различных схем, тем самым, получая разнообразные проекты зданий (приложение 2). Мы представим макет односемейного дома сельского типа с солнечным отоплением. Энергетические потребности семьи из четырех человек будут регулироваться мини-ЭВМ, которые будут следить за отопительной системой и одновременно обрабатывать полученные данные. Для освещения, приготовления пищи, привода насосов и других нужд будем использовать электрическую энергию, а энергию для поддержания в комнатах температуры 24 0С дает Солнце.

     Первым этапом проектирования солнечного дома - выбор оптимальной формы. Мы выбрали компактную, прямоугольную форму плана.  Малоотапливаемые помещения (хранилища, кладовые, санузлы, гаражи и др.) разместим вдоль северной стены.

Особое значение при проектировании солнечного дома приобретают планирование участка и правильная ориентация. Южная стена и кровля жилого дома должны освещаться прямыми солнечными лучами с 9.00 до 15.00. Для этого солнцевоспринимающий фасад должен быть ориентирован на юг (в Северном полушарии) с большими окнами, чтобы пропускать больше солнечного света в зимнее время (и наоборот, небольшое количество окон, обращенных на восток или запад, чтобы ограничить поступление нежелательного солнечного света в летнее время); правильный расчет тепловой нагрузки на внутренние помещения, чтобы избежать нежелательных колебаний температуры и сохранять тепло в ночное время, хорошо изолированная конструкция здания. Расположение, изоляция, ориентация окон и тепловая нагрузка на помещения должны представлять собой единую систему. При этом надо помнить, что количество света, проникающего сквозь стекло, зависит от угла падения. Оптимальный угол падения – 900. Если солнечный свет падает на стекло под углом 300 или меньше, то большая часть солнечного света отражается.

      Для уменьшения колебаний внутренней температуры изоляция должна быть помещена с внешней стороны здания. Однако в местах с быстрым внутренним обогревом, где требуется немного изоляции, или с низкой теплоемкостью, изоляция должна быть с внутренней стороны. Тогда дизайн здания будет оптимальным при любом микроклимате. Стоит отметить и тот факт, что правильный баланс между тепловой нагрузкой на помещения и изоляцией ведет не только к сбережению энергии, но также и к экономии

строительных материалов. Окна регулируют энергетический поток двумя основными способами:

* зимой они обеспечивают дом теплом, пропуская солнечную энергию внутрь здания,

благодаря чему температура воздуха внутри помещений превышает внешнюю температуру;
*летом способствуют охлаждению здания, снижая степень проникновения солнечных лучей при помощи удачного расположения окна и его затенения, а также использования вентиляции для охлаждения дома.
Если мы используем солнечное тепло, то необходимо обеспечить его проникновение в помещение именно в то время, когда оно полезнее всего. Как правило, в зимнее время солнечные лучи должны попадать в помещение в период с 9.00 до 15.00. Желательно, чтобы на их пути практически не было никаких препятствий. Так, деревья на участке могут затенять комнаты дома. Это необходимо учитывать при строительстве.

     Для строительства солнечного дома используем стеклопакеты. Стеклопакет – сложная конструкция, которая обеспечивает герметичность окна, благодаря чему в помещении хорошо сохраняется тепло. Она представляет собой два или три стекла (соответственно, получается однокамерный или двухкамерный стеклопакет), между которыми установлены разделители. Одна из функций окон – защита от холода. Любое окно выпускает из помещения гораздо больше тепла, чем стены и дверь. Современные пластиковые окна обладают большим термоизоляционным эффектом, чем деревянные. Для получения более высоких теплосберегающих свойств вместо обычного стекла в современных стеклопакетах используют так называемое низкоэмиссионное стекло, которое представляет собой теплосберегающее стекло со специальным покрытием из атомов серебра. Оно пропускает в помещение коротковолновое солнечное излучение, но препятствует выходу наружу длинноволнового теплового излучения, например, от отопительных приборов. Так, однокамерный пакет с низкоэмиссионным стеклом по своим свойствам лучше сохраняет тепло, чем обычный двухкамерный. Дополнительная защита от потери тепла возникает также, если пространство между стеклами заполнено инертным газом – криптоном или аргоном. Еще одним достоинством однокамерного стеклопакета является его меньший вес по сравнению с двухкамерным стеклопакетом. В результате уменьшается нагрузка на крепеж и петли, уменьшается износ и, как следствие, увеличивается долговечность и герметичность рамной конструкции, для нашего дома это важно, так как количество окон, обращенных к югу, будет много.

   Для эффективного использования солнечной радиации большую роль будет иметь

форма крыши (односкатная), на ней разместится солнечная установка (изготовленная на

 ООО «Крымская тепловая компания» в г. Севастополе), собирающая сохраняющая и передающая тепло. Абсорбер имеет селективное покрытие с большим коэффициентом преобразования солнечной энергии в тепловую, трубки коллектора изготовлены из меди. Специальные резиновые уплотнители выдерживают высокие температуры и солнечное излучение. Изоляция из базальтовой ваты обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Благодаря этому  солнечный коллектор обладает высокой надежностью и отличными теплотехническими свойствами. Солнечные коллекторы интегрируем в крышу в качестве кровельного материала и расположим на южной стороне под углом 48 0. На общей площади 20 м 2 поместим 18 модулей, которые будут содержать 18 вакуумных стеклянных трубок и сборную трубу. По тоненьким трубочкам в бак подается вода, которую нагревает солнце (температура в этой системе при использовании зеркального поддона может доходить до 60-900 С), накапливается в баке и потом используется для обогрева и горячего водоснабжения. Излишки тепла аккумулируются внутренним термальным массивом: кирпичными или каменными полами, внутренними стенами.

      Установка для преобразования солнечной энергии в тепловую (приложение 3) содержит блок солнечных коллекторов 10, связанных по теплоносителю, по меньшей мере, с двумя теплообменниками 11, 12. Теплообменник 11 расположен в тепловом аккумуляторе 4. Теплообменник 12 расположен в теплообменном аппарате 13, связанном по теплоносителю с коллектором тепла Земли 8. Тепловой насос 5 содержит компрессор 14;

по меньшей мере, два выносных испарителя 15, 16 и, по меньшей мере, два выносных конденсатора 17, 18. Компрессор 14 работает от ветрогенераторной установки 1.

Выносной испаритель 15 встроен в теплообменный аппарат 13, связанный по теплоносителю с коллектором тепла Земли 8. Выносной испаритель 16 встроен в утилизатор теплоты сточных вод 7. Выносной конденсатор 17 встроен в бак горячей воды 19, а выносной конденсатор 18 встроен в теплообменный аппарат 20, связанный по теплоносителю с потребителями тепловой энергии. Циркуляцию теплоносителя в контуре установки для преобразования солнечной энергии в тепловую 3 осуществляет циркуляционный насос 21. Циркуляцию теплоносителя в контуре тепловой аккумулятор 4

 - сеть потребителей тепловой энергии осуществляет циркуляционный насос 22.

 Циркуляцию теплоносителя в контуре коллектор низкопотенциальной энергии (тепла Земли) 8 - теплообменный аппарат 13 осуществляет циркуляционный насос 23. Устройство содержит датчики тепловой нагрузки, в том числе: датчик 24 температуры наружного воздуха, датчик 25 температуры теплоносителя на входе отопительных приборов, датчик 26 температуры в баке горячей воды 19, датчик 27 температуры сточных вод в утилизаторе 7, датчик 28 температуры теплоносителя в тепловом аккумуляторе 4. Контроль за состоянием аккумулятора электроэнергии 2 и регулирование электроснабжения в системе автономного электро- и теплоснабжения может осуществляться с помощью датчика-регулятора 29. Система содержит механизмы, регулирующие потоки теплоносителя по контурам системы, в том числе: трехходовый вентиль 30, регулирующий подачу холодного и горячего теплоносителя в сеть потребителей; клапан включения режима накопления тепловой энергии 31; клапан включения режима отопления 32; трехходовой вентиль 33, регулирующий подачу теплоносителя солнечного коллектора в тепловой аккумулятор 4 и теплообменный аппарат 13, связанный с коллектором тепла Земли 8. Через датчики тепловой 24-28 и электрической 29 нагрузок автоматическая система управления 9 соединена с исполнительными механизмами - циркуляционными насосами 21-23; трехходовыми вентилями 30, 33; клапанами 31, 32. Тепловой аккумулятор 4 может быть выполнен в виде термоизолированной емкости с водой. Система автономного и теплоснабжения может содержать расширительный бак 34, расположенный в контуре солнечного коллектора 10, и расширительный бак 35, расположенный в контуре теплового аккумулятора 4. Предпочтительно, чтобы заявляемая система содержала дополнительный аккумулятор электроэнергии (на чертеже не показан), служащий источником электропитания автоматической системы управления 9. Аккумуляторы электроэнергии могут быть выполнены в виде аккумуляторных батарей. Предпочтительно, чтобы в качестве приборов отопления была использована система “теплые полы”.

      Дом, оборудованный такими системами, при строительстве обойдется дороже, так гелиосистема в 20м2  будет стоить около 2 млн. рублей (1м 2 - 3 тыс. долларов). С другой стороны он позволяет резко сократить коммунальные платежи – на 50-70%. Такая гелиосистема позволяет экономить энергию на обогрев жилых помещений, но она не

 может полностью обеспечить живущих необходимой для жизни энергией, то есть необходима еще электроэнергия. В результате в местах, где солнечные лучи падают с тепловой мощностью около 1 кВт/м2 , что бывает в течении6-8 часов, да еще 6-8 часов, когда лучи падают с мощностью около 0,5 кВт/м 2 , можно получить около 10 кВт-часов тепловой энергии с 1 м 2 поверхности, или в среднем в течение суток 0,42 кВт/м 2. Количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, отличается от среднегодового значения: в зимнее время - менее чем на 0,8 кВт·ч/м2 в день на Севере, в частности в Мезени и более чем на 4 кВт·ч /м2 в день в летнее время. Количество солнечной энергии зависит и от географического месторасположения участка: чем ближе к экватору, тем оно больше, чем дальше от экватора, тем оно меньше. Так, среднегодовое суммарное солнечное излучение, падающее на горизонтальную поверхность, в Мезени составляет 996 кВтч/м , в Средиземноморье - приблизительно 1700 кВт·ч /м2; в большинстве пустынных регионов Африки, Ближнего Востока и Австралии - приблизительно 2200 кВт·ч/м2. Таким образом, количество солнечной радиации существенно различается в зависимости от времени года и географического положения (приложение). Этот фактор необходимо учитывать при использовании солнечной энергии. Анализируя данные таблицы, мы видим, что воспользоваться солнечной энергией на нашей территории не придется в январе (0,44 кВт/м2 ), ноябре (0,52 кВт/м2 ) и декабре (0,17 кВт/м2 ). Зато с апреля по август мы сможем использовать энергию Солнца в полном объеме (4,1 – 6,66 кВт/м2 ) (приложение 4)

     Если провести сопоставление стоимости функционирования обычного и солнечного домов за определенный срок, то можно сделать вывод что, хотя применение солнечной системы дает увеличение капитальных затрат в строительстве на 40 %, это увеличение компенсируется сокращением на 60 % затрат на отопление. Конечная экономия в этом случае составила 18 %. По данным публикаций ASES, затраты на традиционное топливо при использовании солнечной системы могут быть сокращены на 50-70 % при увеличении капитальных затрат на строительство всего на 3 %. С учетом инфляции солнечный дом в нашем районе окупится через 12-15лет.

      Изучив особенности солнечного дома приступили к созданию макета.

1.      Проектные размеры перенесли на картон в масштабе 1:100; ширина-10мм,    длина-20мм, высота-9мм

2.      Нанесли и вырезали окна 3 больших и 3 маленьких и двустворчатые двери, рассчитав высоту и проёмы между окнами

 3. Склеили между собой стены и приклеили к основанию.

4.      Начертили на бумаге части двускатной крыши, (причем часть, устремленная к солнцу более пологая, так как на ней будет располагаться солнечный коллектор) вычислив основание, высоту и угол наклона.

5.      Грани крыши склеили между собой и приклеили к  дому.

6.      Отдельно склеили крыльцо (3 мм-длина, 5 мм-ширина); и присоединили к дому.

7.      Раскрасили в желтый цвет

 

Когда задумала проект солнечного дома, мне захотелось узнать мнение одноклассников, на вопрос, с чем ассоциируется у них Солнце, получила следующие ответы.  Солнце – это что-то большое, теплое, яркое. Оно дает душевное спокойствие и равновесие, радость, любовь, хорошее настроение, надежды на светлое будущее. Рассказав им о проекте солнечного дома, многие выразили желание пожить в нем, так как считают, что у жильцов этого дома будет прилив жизненных сил, желание сделать что-то хорошее, в душе – гармония и равновесие. Мы знаем, если человек пребывает в позитивном настроении, в гармонии с самим собой, значит все у него получается, улыбка не сходит с его лица и самого человека тоже можно назвать солнечным. Как здорово у нас получилось! В солнечном доме будут жить солнечные люди!  

 Приложение

Ресурсы

                                                    1. Эйгенсон М.С. Солнце, погода и климат. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1963.

             

       2. Научно-прикладной справочник по климату СССР, серия 3, Многолетние данные.       

 Части 1-6, выпуск 1, книга 1,2. Архангельская и вологодская области. Коми АССР. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1989г.

 

        3. www.energospace.ru/solar/ Сайт "Гелиоэнергетика - Энергетическое пространство

  

         4. www.energosoft.info/ref_gelio.html

 

         5. www.businessvoc.ru/bv/Term.asp?word_id=26573  

  

        6.www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika/53.htm  

           7. www.referat.onru.ru/ref/

 

                     Энергия ветра – будущее

              Мезенского района

                                                                             

 

                      

                                                                                               Тимохова Виктория Михайловна,

                                                                                          11 «Б» класс МОУ «Общеобразовательная 

                                                               средняя школа г. Мезень»

 

Научный руководитель

                                                                      Мурашева Лариса Николаевна

                                                  учитель МОУ «Общеобразовательная

 

                                                             средняя школа г. Мезень»

 

 

                                         

 

Содержание.

1.     Введение…………………………………        

2.     Что такое ветроэнергетика …………….        

3.     Типы ветряных электростанций……….        

4.     Основные части ветряного генератора..        

5.     Принципы работы ВЭС………………...        

6.     Достоинства и недостатки ……………..        

7.     Ветряки в Мезенском районе…………..          

8.     Заключение……………………………....        

9.     Приложение

  Рано или поздно мир столкнется с тем, что запасы невозобновляемых сырьевых ресурсов - нефти, газа и угля - будут исчерпаны. Чем активнее мы их будем использовать, тем меньше их останется, и тем дороже они нам будут обходиться. По расчетам специалистов, при нынешних объемах добычи угля на Земле хватит лет на 400-500, а нефти и газа - максимум на столетие. К тому же опустошение земных недр и сжигание топлива уродуют планету, и год от года ухудшают ее экологию. Одним словом, перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых источников энергии. Среди них лишь энергия Солнца и ветра поистине неисчерпаема и не вносит практически никаких изменений в природу. Ветроэнергетика – тема моего исследования.

    Издавна человечество искало способы использования энергии ветра.

А как можно использовать энергию ветра в нашем районе? Я задумалась над этим вопросом. В нашем северном районе, растянувшемся вдоль моря примерно на 310 километров, дуют ветра постоянно. Меня заинтересовало следующее: найдут ли в ближайшем будущем свое применение ветряные установки  (или ветряки) именно в нашем районе?    

С этим вопросом мы обратились в историко-краеведческий музей к Крупцовой Л.П. и начальнику отдела ЖКХ  МО «Мезенский район»  Елукову Н.Р.
     Исследовательской базой нашей работы стали:

                                      1)  Ветряк в Кимже

2)  Ветряная электростанция в Лобане и Долгощелье

3)      Ветряк в Мезени

    Цель исследования – анализ расположения ветряных электростанций на территории Мезенского района, преимущества ветряков и перспективы социального и экономического развития нашего района, связанные с установкой ВЭС.

Цель исследования обусловила следующие основные задачи:

·                     Проанализировать возможность установки ВЭС (в связи с погодными условиями) на территории Мезенского района

·                     Проанализировать производство электроэнергии ВЭС

·                     Рассмотреть перспективы производства электроэнергии ВЭС

·                     Изучить историю функционирования ветряков в нашем районе

Информационной базой исследования стали информационные ресурсы с сайта:

          Методами исследования является:

·                     Изучение материалов о современных ветряных электростанциях

·                     Знакомство с погодными условиями на территории нашего района (анализ скорости ветра) в АМГС «Мезень АНО Северное метеоагенство»

·                     Изучение материалов и фотографий в музее

·                     Беседа с работниками музея, жителем деревни Кимжа Сафоновым Михаилом Васильевичем, а также с жителем города Мезени Дранниковым Василием Ивановичем

·                     Знакомство с бизнес - планом модернизации системы энергоснабжения  с. Долгощелье Мезенского района, разработанным фондом энергосбережения Архангельской области

·                     Беседа с начальником отдела ЖКХ Мезенского района Елуковым Н.Р.

      В настоящее время очень много материалов посвящено ветряным электростанциям, в частности, в журнале «Наука и жизнь» № 12 2003 г. поднимается вопрос о том, почему необходимо строить альтернативные источники энергии. Основную информацию мы взяли на сайте в Интернете. Там можно узнать: что такое ВЭС, о принципе работы, типах ВЭС, об истории развития, производителях.

 

    Что же такое ветряк, ВЭС или как его еще называют ВЭУ? Издавна человечество искало способы использования энергии ветра. Со временем ветряные машины  или ветряки нашли свое применение в переработке зерна, осушении земель и, наконец, получении электроэнергии. Ветроэнергетика - отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра — кинетической энергии воздушных масс в атмосфере.  Ветроэнергетика относится к так называем возобновляемым источникам энергии, то есть, в отличие от сжигания нефтепродуктов, ресурс которых ограничен, ветер  дует всегда. С развитием этой отрасли науки появились, не раз уже упомянутые в моей работе, ветроэлектростанции. Ветряные электростанции – это те электростанции, которые производят электричество за счет энергии перемещающихся воздушных масс — ветра. Ветряная электростанция или ветровая электростанция (сокращенно ВЭС) обладает рядом достоинств и  преимуществ. Но об этом чуть позже.

    ВЭС  представляет из себя один или несколько ветряных генераторов, объединенных в энергосистему, мощность которых может достигать 6МВт! Обычно ВЭС - это массивная полая башня с мощным фундаментом, и размахом лопастей до 10 метров (приложение 1). Существуют и другие типы ветряных электростанций, например, это может быть множество небольших ветроустановок (ВЭУ), расположенных на довольно большой площади, а может быть и одна, в зависимости от мощности и целей ее применения. При этом плюсом таких ВЭС является модульность, при которой ремонт и обслуживание установки намного упрощается и ускоряется.

     Выделим наиболее популярные мощности ветряных электростанций:

300 Вт - это чаще всего переносные ветряные электростанции, установка которых не занимает много времени, а вырабатываемого электричества хватит, чтобы снабдить 
ноутбук, лампу, сотовый телефон питанием.

2 кВт - для установки не требуется бригады рабочих, устанавливается в одиночку. Такой генератор обеспечит дом небольших размеров электроэнергией.

5 кВт - такой источник энергии обеспечит электричеством дом большого размера, магазин или небольшое производство.

10 кВт - этого источника будет достаточно для обеспечения электроэнергией, например, придорожного кафе.

20 кВт - электроэнергии такого ветрогенератора хватит на несколько домов или целый 
поселок.

     Ветрогенераторы большей мощности можно скорее назвать ветряными электростанциями или ВЭС. Такие ветряки обеспечат электроэнергией не только поселок или маленький город, но и займут довольно внушительную площадь. Часто такие ветрогенераторы устанавливаются вдоль морского побережья, что дает возможность постоянно получать электроэнергию.

     Все ветроэлектростанции работают по одному принципу: преобразуют линейную скорость ветра в угловую скорость вращения оси ветрогенератора. Генератор ветроэлектростанции преобразует вращательное движение в электроэнергию.
Основные части малого ветряного генератора (приложение 2):
1. Лопасти подвижного ротора либо ветротурбина ветроэлектростанции
2. Сам генератор (как правило это синхронный трехфазный с возбуждением от постоянных магнитов напряжением =24 В)
3. Мачта с растяжками. Чем выше высота мачты ветроэлектростанции, тем больше скорость ветра. Но слишком высокая мачта может оказаться неустойчивой при сильном ветре. Для этого существуют блокираторы, останавливающие вращение на больших скоростях при работе ветроэлектростанции.
4. Контроллер заряда батарей
5. Аккумуляторы (обычно автомобильные необслуживаемые на 24 В)
6. Инвертор (= 12 В -> ~ 220 В 50Гц). Еще его называют преобразователь.(строение см. в приложении)

Для промышленной ветроэлектростанции все аналогично, только присутствуют системы слежения за направлением и скоростью ветра, которая направляет лопасти в сторону ветра и прекращает их работу в случае превышения допустимых скоростей, системы слежения за состоянием ветрогенератора и системы защиты от молний. 
Мачта ветроэлектростанции часто заменяется на башню, напоминающую маяк. 

Так как же работает ветроэлектростанция?

Направленный поток воздуха вращает лопасти ротора. Эффективность ветроэлектростанций все время увеличивается с появлением новых материалов и систем трёхмерного проектирования. Затем ротор передает вращение на генератор, который подает выработанное электричество через контроллер на аккумуляторы.
Инвентор преобразует электричество в пригодное для использования. Все! Простота метода и его экологичности позволяет делать ветроэлектростанции все более популярными.

Есть и еще ряд достоинств ВЭС:

·         Использовать ветряные генераторы - означает беречь природные ресурсы

·         Экономическая выгода (работа ветрогенератора мощностью 1 МВт за 20 лет эксплуатации позволяет сэкономить примерно 29 тыс. тонн угля или 92 тыс. баррелей нефти)

·         Ветряные электростанции не загрязняют окружающую среду вредными выбросами

·         Ветряные станции можно построить по берегам морей и океанов, в просторных степях, в тундре, горах, где есть много свободного пространства.

·         Установки компактны, несложные в обращении

  • Ветряной генератор или ветряк как источник энергии довольно 
    эстетичен, современен и поэтому радует глаз 

Но ВЭС – это не только достоинства. Разумеется, существуют и недостатки, но они, как оказалось, не представляют большой опасности для окружающего мира. Попробую вам это доказать.

Недостаток ВЭС – шум

Некоторые электростанции на  высоких оборотах производят довольно существенный шум. Особенно это характерно для ветряков с большим диаметром лопастей и горизонтальным расположением оси винта. Правда для большинства ветрогенераторов это не свойственно, и листва деревьев шумит сильнее.

Решение проблем

 На Западе проблемы, связанные с работой ветроэлектростанций, успешно решены еще в середине 1990-х годов. Конструкторам удалось снизить уровень шума и вибраций подбором скорости вращения ветроколес и совершенствованием профилей лопастей. Благодаря этим мерам уменьшился срыв концевых потоков, так называемых вихревых шнуров. Был найден способ борьбы с еще одним недостатком ВЭУ: чтобы птицы не попадали под вращающиеся лопасти, ветроколеса стали ограждать сетчатым кожухом.

Видите, при огромном количестве плюсов ВЭС, ее незначительные минусы кажутся смешными, тем более «битва» с этими недостатками давно уже выиграна, и они не представляют собой опасности для человечества и всего живого.

 Технический потенциал ветровой энергии России оценивается свыше 50 000 миллиардов кВт·ч/год. Экономический потенциал составляет примерно 260 млрд кВт·ч/год, то есть около 30 процентов производства электроэнергии всеми электростанциями России.

Установленная мощность ветровых электростанций в стране на 2006 год составляет около 15 МВт.

Одна из самых больших ветроэлектростанций России (5,1 МВт) расположена в районе поселка Куликово Зеленоградского района Калининградской области. Её среднегодовая выработка составляет около 6 млн кВт·ч.

А как обстоят дела с установкой ветряных электростанций в Мезенском районе? Условия, необходимые для работы ВЭС у нас есть. Территория имеет большие свободные пространства вдоль Белого моря, на которой можно разместить установки. Средняя скорость ветра находится в диапазоне 5-10 м/с 7-8 месяцев в году, около 40 дней в году скорость ветра достигает 15 м/с (по данным АМГС «Мезень АНО Северное метеоагенство»). В девяностые годы были очень большие перебои с топливом, тогда чиновники задумались о применении альтернативных источников энергии. Тогда же проводили изыскательные работы по разработке проекта установки в районе ветряных электростанций. В связи с постановкой такого вопроса в район приезжали областные чиновники для подробного изучения обозначившейся проблемы. Планировалось возвести порядка двадцати «ветряков». На сегодняшний день в Лобане действует одна из ветряных станций, но в связи с неравномерной подачей энергии, присущей всем ветроагрегатам, она работает в паре с дизелем. Для систем "ветро-дизель" европейские компании разработали компьютеризированное устройство, распределяющее нагрузку между ветроэнергетической установкой и дизелем. Данное оборудование, позволяет всего за две секунды отключить дизель или вновь включить его в работу. Благодаря этому увеличивается ресурс дизелей и экономится до 67% топлива в год.

В 2008 году начали устанавливать ВЭС  в селе Долгощелье мощностью 90кВТ, которая будет работать параллельно с существующей ДЭС. Месторасположение установки выбрано на окраине села на достаточном по санитарным нормам удалении от жилой зоны. (Приложение 3)

     Анализ данных (приложение 4), согласно справочника по климату СССР в Архангельской области средняя месячная и годовая скорость ветра, вычисленные по имеющемуся ряду наблюдений за период 1936-1980гг. показывают, что ВЭС можно установить в Бычье (6,4 м/с), Койде (6,0 м/с), Сояне (5,6 м/с), Майде (6,1 м/с), Ручьях (6,1м/с), Лобане (6,4 м/с), Долгощелье (5,9 м/с), Каменке (5,0 м/с), Мезени (4,8 м/с). Статистические ошибки определения средней месячной скорости ветра для станций с периодом наблюдений 20-45 лет составляют 0,1-0,2 м/с. (Приложение 5)

     Ветряки в Мезени и Кимже появились задолго до того, как люди начали всерьез задумываться об установках, вырабатывающих электрическую энергию.

В 1943 году в Мезени Иван Иванович Зимин смонтировал и запустил в действие  знаменитый «ветряк» – ветряную водокачку. Установка эта находилась у здания больницы. Она не отличалась высокой сложностью, и механизм ее действия был весьма прост. Благодаря энергии ветра, переработанной  ветряком, начинал функционировать  двигатель. Двигатель этот качал воду. Электроэнергию же ветряк И.И.Зимина не вырабатывал. (Приложение 6)

В период  1939-1940 год был построен «ветряк» в деревне Кимжа для забора воды для фермы, т.е. он черпал воду. В будущем планировали использовать его для выработки электроэнергии, но этому не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная Война, и все мужское население ушло на фронт. Некому было заниматься этим «ветряком», и со временем его разобрали. ( Информация получена со слов Сафонова Михаила Васильевича.)

В Мезенском районе, где ощущается недостаток электроэнергии, но есть большие пространства и ветра дуют регулярно  применение таких электростанций экономически оправдано.  Для преобразования энергии ветра в электроэнергию хватит легкого дуновения, способного раскрутить ветрогенератор. Надежность ветряков исключительно высока. При правильном обслуживании ветрогенератор проработает много лет, обеспечивая бесплатной энергией ветра. Ветряной генератор, ветроэлектростанция сэкономит и время, и средства. Хотите обеспечить дом, квартиру, охотничий домик бесплатной и неисчерпаемой энергией? Тогда можно задуматься о «ветряке», ведь человек привык жить в удобстве и комфорте, а что как не электроэнергия электростанций  обеспечивает нам его в полной мере?! Имея под рукой электричество, мы всегда будем иметь горячую еду, горячую воду и теплый уютный дом. Если же вдруг оказываемся вдали от мегаполиса с его благами или неожиданная авария сети оставляет нас без привычного «уютного гнездышка», мы теряемся и мечтаем побыстрее восстановить утраченные блага.

Рассмотрев эту тему, мы убедились, что одним из перспективных направлений развития возобновляемой энергетики является ветроэнергетика. Использование энергии ветра помогает решить многие проблемы энергоснабжения, и в нашем районе для этого есть все условия: подходящий климат, невысокий рельеф, подходящий ветропотенциал. Надеюсь, что выводы, сделанные в этой работе, поспособствуют развитию нашего района. А я, выпускница Мезенской средней школы, не останусь равнодушной к этим идеям и попробую рассказать своим знакомым и родственникам, что такой способ добычи электроэнергии возможен. Особенно это будет на руку рыбакам и охотникам, чьи избушки расположены далеко от цивилизации, вдоль Белого моря.

Приложение

                                          Ресурсы

1.     Эйгенсон М.С. «Солнце, погода и климат» Ленинград: Гидрометеоиздат, 1963.

            

       2. Научно-прикладной справочник по климату СССР, серия 3, Многолетние данные.        Части 1-6, выпуск 1, книга 1,2. Архангельская и Вологодская области. Коми АССР. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1989г.

         3. http: //www. ecomuseum.kz/ dieret/solar.html

        4. http: //www. stroing. ru /articles/ 693

        5. http: // images.yandex. ru /

           6. Сайт Ветроэнергетика - Энергетическое пространство

   

Домой home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура

Хостинг от uCoz