Религия. Церкви

Русский человек всегда уповал на Бога. Поселившись на новом месте, в первую очередь он заботился об удовлетворении своих духовных потребностей. Первоначально в поселениях ставили большой крест и при нем икону. От дождя и снега сооружение ограждали двускатной крышей. Стены возводились постепенно, а пока шла стройка, часовня защищала молящихся от непогоды. Подобных сооружений было много по морским берегам, в становищах. В некоторых местах они дожили до наших дней. Над часовней пристраивалась главка с крестом, и сооружение начинало напоминать небольшую церковь. Внутреннее убранство ежегодно обновлялось привозными иконами. Находились и небольшие колокола, которые вывешивались при входе. Необходимое дозволение епископа из-за удаленности получить было невозможно, поэтому богослужение было упрощенным: ставились свечи и читались молитвы. Крестьяне сами выбирали из своей среды священника, который вел службы, исповедовал и причащал. Избирался и церковный староста, который вел учет пожертвований и давал отчет общине.

В населенных местностях вслед за часовней начинали строить храм. Собор строился «всенародным множеством» и был «мирского строения». До 1682 года священники подчинялись новгородскому владыке, а с 1682 года на Севере была учреждена Холмогорская епархия. Община содержала клир, давала ему землю, денежную и хлебную ругу, и все это вносилось в порядную запись33.

Первая церковь в Окладниковой слободке была построена в 1568-1570 годах во имя великомученика Климента Папы Римского и Петра Александрийского. К 1602 году построили и вторую церковь - Рождества Пресвятой Богородицы. А «в дву церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола на колокольнице строение мирское. На погосте двор поп Иван Игнатьев двор дьячок Еремка Дмитриев, двор пономарь Мамонтко. К церкви же лужок на присадном острове против Трушева Ларионка Хлупина Сена 20 копен. Косят поп да дьячок по старине безоброчно»34, -такова запись 1623 года.

В 1646 году в слободке при той же церкви служили поп Михаиле Федоров, дьячок Ивашко Костромин, да еще поп Андрюшка Елизарьев. В переписной книге 1678 года назван поп Иван Никонов, а в 1710 году - Федор Васильев. К этому же периоду относятся служения Герасима (1663 год) и Ильи. А с 1745 года список священнослужителей заполнен уже без пропусков и насчитывает 26 имен35.

Первая церковь стояла в слободке около ста лет и была заменена новой в 1669 году. В переписи 1678 года в слободке названы 2 храма: первый - Богоявления Господня, второй - Климента Папы Римского с приделами Рождества Пресвятой Богородицы да Алексея - человека Божия Была и третья церковь - великомученицы Параскевы, сгоревшая в 1698 году.

На стыке XVIII-XIX веков в Окладниковой слободке не оказалось ни одного храма, и прихожане пользовались услугами Кузнецовослободского прихода, пока в 1703 году по благословению архиепископа Афанасия не приступили к постройке теплого храма в честь Богоявления. Церковь имела одну главу, крытую «чешуею». А в 1714 году началось строительство холодного храма с тремя престолами - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами в честь Климента Папы Римского и Петра Александрийского с южной стороны и Алексея - человека Божия - с северной (освящены в 1718 году). Храм просуществовал до 1895 года благодаря неоднократным ремонтам и замене деревянного фундамента на каменный. Но к середине XIX столетия Богоявленский храм был настолько ветх, что его пришлось заменить новым.

В строительстве храма приняли бескорыстное участие многие горожане. В «Регистре мещан, кои обязываются доставить к храму Богоявления Господня пожертвования и производить у оного работу безденежно», названы:

«Степан Шевкуненко - 600 дерев Виктор Шевкуненко -150 -»-Григорий Антипин -  100 -»-Федор Окладников -   50 -»-Гаврила Личутин -   100 -»-Петр Олупкин -       50 -»-Федор Иванов Окладников -100 -»-Итого 1150 дерев.»

Распилить лес (вручную) обязались: Петр Личутин - 200 досок Никита Федоров - 200 -»-Капитон Окладников -100 -»-

Игнатий Увакин -100 -»-

                           Семен Привалов -100 -»-

Алексей Личутин -150 -»-

                             Калина Мясников - 200 -»-                                                 

Петр Олупкин -100 -»-Абрам Куренгин - 100 -»-

Михаиле Личутин -100-»-                                                      

Иван Петров Ханзин -100-»-                                    

Гаврила Ванюков -100 -»-Василий Назаров Олупкин -100-

Антон Котькин - 200 -»-        .

 

Максим Рогачев -100 -»-

Иван Котькин -100 -»-. Итого 1950 досок.

Петр Иньков с пятью товарищами исполу 1/2 куб. сажени.Обязались безвозмездно отработать на строительстве:

                         Андрей Лукин -1 месяц                                    

   Федор Мясников -1 неделю

Андрей Никифоров Личутин - полмесяца .

Петр Иванов Иньков - полмесяца

Иван Олупкин -1 неделю                        

Иван Ванюков -1 неделю                               

Андрей Яковлев Шишев - одну неделю                 

Федор Калинцов -1 неделю                   

Таврило Попов -1 месяц

Петр Ханзин -1 неделю                             

Иван Мелехов-кузнечные работы.                

В 1859 году строительство храма было завершено. Долгощельский священник Алексей Ивановский и лампоженский поп Кирилл Терентьев в ноябре 1861 года освятили собор36.

Храм постоянно обновляли и следили за его состоянием. В 1864 году он был обшит, покрашен белилами, снабжен новым иконостасом с иконами, писанными на холсте. В 1888 году храм перекрыли железом, в 1893 оштукатурили изнутри. В 1894 году попечением купца Ивана Ефремовича Ружникова был оштукатурен

потолок, покрашены пол и стены, заменен иконостас вместе с иконами, что обошлось в шесть тысяч рублей купеческих денег. Золоченый иконостас и иконы «художественного письма» заказывались в Москве у известных мастеров. Установкой иконостаса занимался местный мастер А. Ситков. Иконостас поставили трехъярусный, в семи поставках, ценный, с искусною резьбою и колоннами, сверху увенчивающийся крестом. И «своею красотою, изяществом отделки и блеском иконостас производит самое приятное впечатление на молящихся», - писала газета Архангельской епархии37.

За богоугодные дела И.Е. Ружникову в 1896 году была поднесена икона Божьей Матери «Утоли моя печали» древнего письма в серебряном окладе.

Старые окладные книги числят за мезенскими храмами сенные покосы и озера, но в 1864 году церковь уступила свои последние земли казне и впредь содержалась за счет процентов с капитала в 1000 рублей, пожертвованных купцом Степаном Шевкуненко, а также за счет «кружечно-кошельковых» пожертвований прихожан.

В 1896 году, к примеру, жертвователями стали:

   купец И.Е. Ружников - 20 руб.

   «самоедин» А.В Бобриков (п-в Канин) - 20 руб.

   купец П.Е. Ружников -10 руб.

   ижемец Рочев -10 руб.

   мещанин П.Ф. Сопочкин - 5 руб.

   торгующий крестьянин В.В. Мельников - 3 руб.

   священник А.И. Ивановский - 3 руб.

   капитан А.А. Жилинский - 2 руб.

х • учителя: А.Д. Холзаков -1,5 руб. и

•  Н. А. Васильев -1 руб.

Другие чиновники и мещане ограничивались более мелкими суммами.

Свой приход был в Кузнецовой слободке, он основан в 1662 году.

В Архангельском областном архиве удалось разыскать «Историческое описание градского Кузнецко-Слободского прихода 1865 года», где приведена легенда об обретении чудотворной иконы Нерукотворного Образа Спасителя.

С В. Максимов в своей книге «Год на Севере» рассказывает, что эта чудотворная икона была принесена из Новгорода первопоселенцем Окладниковым. Затем каким-то образом оказалась на берегу моря, откуда и попала в церковь Кузнецовой слободки.

По другой легенде, обладателем иконы был некий вологжанин Сергей Герасимов, который вел иноческую жизнь на берегу речки Хорьговки близ устья реки Кулоя. Согласно приходно-расходной книге Новгородской четверти 1б19-1б20 годов, вологжанин Сергей Герасимов платил оброк с «соловарни, что на Хорговке речке",

шестнадцать алтын четыре деньги. По преданию, предчувствуя близкую кончину, старец Сергей решил передать икону ближайшей церкви - Пресвятой Богородицы Владимирской в Долгую щель, но прибывшие оттуда крестьяне и священник не могли сдвинуть икону с места и ни с чем вернулись в свое село.

А в одной из деревень Кузнецовой слободки, в Красной Слудке, одному крестьянину приснилось, что икона должна быть в этой деревне. Рассказав о своем дивном сне своим знакомым, крестьянин сильно заболел и, чтобы превозмочь болезнь, поведал об этом всем жителям деревни. Тогда священник Борис с крестьянами поплыли на карбасе к Сергею и объявили ему о цели приезда. Сергей с радостью отдал свое сокровище, и 22 июня 1663 года икона была благополучно доставлена в слободку

Жители встречали икону за версту от селения. В память об этом событии построили на том месте киот, куда ежемесячно ходили крестным ходом с чудотворной иконой. Икону несли мимо домов до тех пор, пока «она чудесно не остановилась и не сделалась неподвижною»38. На этом месте была вначале поставлена часовня, а в 1675 году - деревянная церковь.

Первым священником, по преданию, был Козьма Кириллов. Церковь имела придел святого и праведного Артемия Веркольского, а «каковой были скульптуры и о скольки главах, а равно какое имела украшение, сего за давностию наверно сказать не можно»39. В том же письме говорится, что «слобода Кузнецовою именуется по Козме - кузнеце, первоначально поселившимся в сем месте, пришед из Нова Града» В Платежной же книге Двинского уезда 1560 года записано: «На Мезени ж у Окладникова слободкы на Красной Слудке с пашен у Ивана у Васильева сына кузнеца оброку з году на год пять алтын», откуда напрашивается вывод, что первопоселенцем был все же кузнец Василий.

Церковь сгорела в 1706 году, а к 1711 году была отстроена вновь по благословению Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важеского. При этой церкви была колокольня, но 4 апреля 1734 года церковь опять сгорела. В 1736 году был построен новый храм «об одной главе с приделом святого и праведного Артемия Веркольского с трапезою и двумя папертями».

«Топорною работою срубленая» восьмиугольная колокольня была цела до 1865 года. «Чудотворный Нерукотворный Образ Спасителев» был обложен кованой серебряной ризой с позолотой, «на нем такой же венец, цата, и множество разных серебряных привесок, пред ним висит медная большая лампада о четырех цепях, на коих такая же большая с золотом и фольгою свеча». На колокольне было 9 колоколов, из которых «наибольший весом 40 пудов, а наименьший 30 фунтов».

В 1846 году церковь капитально ремонтировалась, подрядчиком выступил мезенский мещанин Василий Михайлович Ружников. Ремонт обошелся в 423 рубля коп. серебром. Половину заплатила церковь, а 215 рублей 10 копеек было собрано «усердием различных мещан»40.                                                                                                            В1847 году церковь обшили досками и покрасили «приличными красками» «при посредстве почетных прихожан и господина мезенского городничего Казимирского»; была также изготовлена ограда. А в 1848 году из недостроенного причестнического дома построили священнический дом..                                                                                          

Окончательно церковь сгорела в 1943 году. В советские времена она использовалась для хранения и просушки рыболовецких колхозных сетей.

Усть-Щельский женский монастырь, 1914 г. Церковь в Малой слободе 1914 г.

 
Домой
home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура

Хостинг от uCoz