Образование и грамотность

Из документов явствует, что до открытия слободской школы обучением детей занималась церковь. Федор Кузмич Шульгин, предки которого были священниками в Азапольском приходе Мезенского уезда, в своем дневнике, записи в котором охватывают период с 1890 по 1927 год, утверждает, что в его роду все мужчины были грамотными. Отцы-священники учили своих сыновей. И традиция эта сохранялась даже после того, как в конце XVIII столетия сыновья Ксенофонта Матвеевича Шульгина, служившего в Ильинском храме с 1747 по 1767 годы, записались в крестьяне. Так было и в других поповских семьях. Там, где были церкви, грамотность крестьян была значительно выше.

В 1723 году при архиерейском доме Холмогорского архиепископа Варнавы была образована школа. В 1731 году архиепископ Герман, введя преподавание латинского языка, переименовал ее в славяно-латинскую, а с 1763 года она стала называться семинарией. При поступлении в эту школу ученики (дети священнослужителей) должны были уметь писать и бегло читать, а этому научиться они могли только на местах.

Существует свидетельство 1750 года о наличии на Мезени Устьвашской школы:

«1750 году февраля 2 дня в отчине Сийского монастыря Долгощель-ской слободки пономарь Яков Елисеев сын Летносторонцев дал сию подписку Усть-Вашской волости школьному иучителю священнику Симеону Киприянову в том, что изучить мне сына своего Василья, которой ныне изучен азбуки, а обучить часослову на срок с будущего 1751 тоду февраля до 2 числа, а ежели я, пономарь, сына своего Василья на означенный срок не изучу и в школьное учение не представлю, и за то повинен по указу его преосвященства»41.

В1763 году в Окладниковой слободке существовала славяно-российская школа, о чем свидетельствует приведенный ниже документ. В Архангельском архиве он не числится в фондах, а является составной частью обложки более позднего издания. Приводим его полностью:

«Из Мезенской славянороссийской школы ученику Андрею Суморокову.                                                                                Ехать тебе в Мезенский уезд, а приехавши, выслать при себе в реченую школу священно и церковнопричетнических детей по приложенному при сем реэстру от 7 лет для обучения и опробации, невзирая на их ни на какие отговорки понеже подлежит в консисторию Его Преосвященства к подачи на 762 год с обучающихся кто чему изучен ведомости да по прилагаемому из духовного правления ордеру в Духовное правление из Архангелогородской духовной его преосвященства Иоасафа епископа Архангелогородского и Холмогорского консистории прислан ордер по которому приказал его преосвященство для укомплектования домовой его преосвященства славяно-латинской семинарии от 7 до 15 лет священно церковнослу-жительских детей кои российской грамоте писать скорописи и петь по ноте обучены, которых отцы их в городе Архангельском на своем пропитании содержать могут, требует ответу, а ежели в оной высылки паче чаяния кто от упрямства какую учинит противность, то записать, в чем они препятствуют, записку, которую по приезде подать во означенную школу в чем будет в духовное правление доношением представлять и просить вспоможения о посылки на учеников на их кошт нарошных. А кто и отбыл, просить его преосвященство в какой либо церковный причет, то взять у попов с причетники той волости подписку для подачи ведомости на бумагу, чернило и на постройку при школе столов, скамей собрать по десяти копеек с ученика или велеть привесть с собою, а с койнасских трех поповских детей принять тебе, Суморокову, ибо отпущены на росписку и в высылке оных учеников иметь неослобную бес пристрастия поступку, а повода брать впредь и обратно оных учеников у отцов их везде без задержания:

Учитель школы Мезенского Богоявленского собора дьячок Алексей Сигин. Февраля 14 дня 1763 года»42.

Найден нами и «реэстр» на 32 церковных недоросля,>в котором под № 16 назван упомянутого нами Азапольской волости попа Ксенофонта сын Иван. А под номерами 25,26 и 27 упомянуты в документе Койнасской волости дьячка Лазаря Шульгина сыновья Андрей, Николай и Поликарп.

Сохранившийся лишь фрагментарно другой лист в том же деле свидетельствует, что Мезенская славяно-российская школа существовала и в 1765 году и учителем в ней по-прежнему был дьячок Сигин.

Были грамотеи и на Мезени. Были и книги у грамотеев. В наши дни в Москве у одного из коллекционеров объявилась любопытная находка - одно из безвыходных «Евангелий», страницы которого украшает следующая запись:

«Лета 7071 [т. е. 1563 года] сию книгу новопечатное Евангелие положили на Лампожне страстотерпцу Христову Георгию в дом Кирило Михайлов сын Офутина з братьею, а подписал Кирило сам своею рукою апреля в 23 день». А это значит, что за год до выхода в свет первой книги знаменитого первопечатника Ивана Федорова Кирилл Михайлович Офутин уже имел недавно напечатанное Евангелие43.

Как удалось установить, Кирилл Михайлович Офутин был холмогорским сборщиком дани.

Автор этих строк в свое время также разыскал на Мезени и в 1981 году передал в дар Государственному Историческому музею Псалтырь Андроника Тимофеева Невежи, ученика Ивана Федорова, который датируется первой четвертью XVII столетия.

В Великопоженском ските после самосожжения раскольников осталось 40 книг, 16 из которых обозначены в донесении с датами,издания от 1594 до 1652 года44.

Однако в 1781 году на вопрос, присланный из Вологодского наместничества: есть ли в городе «давно основанные или учрежденные училища» - «отцы города» ответили коротко и ясно: «Учрежденных училищ нет»45.

В 1785 году архангельским, властям потребовались сведения о народном образовании - с 1784 года Мезень стала уездным городом Архангельской губернии. Отвечено было так: «Городской школы нет, а учители мещанин Семен Калинин да бывшего канцеляриста Язжина дочь девка Дарья Язжина обучают детей российской грамоте по книгам московской печати азбуке часовнику псалтыри. Без обучения грамоте природного языка остается 154 человека»46.

В 1785 году из 10 купцов пятеро названы грамотными, из 40 «рукодельных и промышленных» людей грамотными были 10, среди земледельцев грамотные не учтены.

При отсутствии школ грамотность на селе была довольно высокой. В Азаполье в 1785 году из 95 человек мужского пола было 14 грамотных. Лишь одна деревня в уезде, Усть-Няфта, не прислала ответов из-за отсутствия грамотных47.

В 1786 году по распоряжению губернского приказа общественного призрения в Мезени было учреждено малое двухклассное училище48. Если славяно-российская школа бьша призвана готовить будущих священнослужителей, то новые классы были предназначены для детей мещан и разночинцев. В 1792 году учителем народного училища был Яков Михайлов Святухин.

Некоторое представление об училище дает опись школьного имущества, переданного смотрителем Калининым новому смотрителю Алексею Окладникову: 1 Таблицы настенны 2 Таблицы ручные

ученические    

42

учительские

1

 

4

 

25

 

21

3     Буквари 4   Правила для учащихся 5   Сокращенные катехизисы

6   Руководство учителя 1 и 2 классов
и чистописания 7  
Священных историй

8  Пропись печатная, разрезанная на 30 частей 9  Книги о должностях челов и гражд

10 Пространных катехизисов 11.Арифмети1  часть

2  часть

 

3        Извлечение евангелий для воскресных и праздничных дней 4        Устав народных училищ

5        Досок для преподавания учения чрез начальные буквы                          

15    Досок аспидных 16    Учебных столов со скамьями

17    Стул  18 Губка для стирания мелу с доски

В1836 году в Мезени названо «штатное уездное училище» с четырьмя учителями (смотритель, два учителя, законоучитель) и 47 учениками. Располагалось оно в частном доме В 1839 году при училище был создан подготовительный класс, где чиновники и учителя безвозмездно обучали детей чтению и письму. В 1857 году в училище было 5 преподавателей и 90 учеников (79 - в первом классе, И - во втором).

С I860 года сформировалась курируемая церковью система начальной школы- школы грамотности, воскресные школы и церковно-приходские школы. В 1861 году в городе значатся уездное училище для 15 мальчиков и приходское училище для 23 мальчиков и 7 девочек49, которое 4 февраля 1864 года было преобразовано в «2-классное приходское с женским отделением». «Архангельские губернские ведомости» в 1897 году писали-

«В городе Мезени, за исключением приходского училища, нет каких- либо хотя бы частных школ, как не найти и лиц, могущих и желающих обучать их детей».

С образованием школ начался рост городского населения, что, в свою очередь, вело к росту количества учащихся.

«Младший класс посещает вместо 62 штатных учеников 81, и излишек их, за неимением в классе столов, сидит на полу, поджавши ноги калачиком». Городские власти не пускали в школу иногородних, пытались даже не пустить в школу детей чиновников, вынуждая их родителей посылать детей на учебу в Архангельск Школа в Малой слободе не пользовалась популярностью у горожан - два километра пути по непроходимой грязи осенью и весной, по сугробам и в мо-

-роз зимой Но тем не менее «природные жители города Мезени хотя не превосходят просвещением других подобных городов и, можно сказать, находятся на низкой степени образования, грубы и преданы предрассудкам, но зато сметливы, предприимчивы, любят блеснуть, хорошо нарядиться и показаться выше своего достатка, а этот порок немалою причиною служит их бедности»50.

 
Домой
home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура

Хостинг от uCoz