На Севере всегда существовали высокие моральные ценности. Здесь почти не пользовались замками, так как воровство было редким исключением. Всегда презиралось лицемерие. Люди никогда не говорили слов "я ненавижу", а говорили "не люблю". Браки как правило заключались по любви. Была развита дружба и взаимовыручка среди поморов. Здесь не было крепостного права, люди жили в условиях свободы. Трудолюбием, ответственностью за дело отличались большинство поморов. Отвага и смелость мезенцев на полярных просторах известны всем. Сложилась своя система поморского воспитания. Нравственность всегда находится в прямой зависимости от веры. Чем выше нравственные ценности, тем ближе человек к Богу. Суровые условия обитания, риск на морских промыслах требовали от человека развития волевых качеств и формировали поморский характер.

Советую прочесть брошюру "Поморская сторона" о нашем поморском крае. Здесь есть упоминания о наших религиозных корнях, то есть об истоках нашей нравственности. Хотя эта тема нуждается в более глубоком изучении.       скачать             

  На Севере было широко распространено старообрядчество, которое возникло после "раскола" 17 века. Бывал в Мезени и протопоп Аввакум - духовный отец старообрядцев. Вот как пишет Ксения Гемп в своей книге "Сказ о Беломорье": "Раскольники основали на Севере многочисленные поселения, отличавшиеся особым укладом жизни, определяемым старыми воззрениями, обычаями и обрядами. Эти поселения стали известны как старообрядческие скиты. Православная церковь вела борьбу со старообрядчеством, разоряя скиты, часовни, уничтожая книги, писания и обрядовый обиход. ...Всего на Севере был 31 скит - в Подвинье, на Мезени, на Печоре и по всему беломорскому побережью". Скиты существовали до начала 20 века. На Мезени многие деревни были старообрядческими. В моей родной Кимже была старообрядческая церковь. В Мезенском районе было много скитов, но особенно известны Ануфриевский и Игнатьевский, о которых можно почитать в статьях Н. Окладникова в моей библиотеке.

Протопоп Аввакум - писатель А. Петров "оставил после себя более 80 рукописных произведений, потрясающих силой живого слова, выражающих непреклонность его устремлений, любовь к родине и человеку. Знал его произведения Тургенев. увлекался ими Гаршин. А.Н. Толстой писал об Аввакуме: "...в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий полнокровный голос. Это были гениальные "Житие" и "Послания" бунтаря, неистового протопопа Аввакума" Изучать творения Аввакума призывал наших писателей М. Горький" - К. Гемп "Сказ о Беломорье". "Правду он искал для народной жизни, слово его жгло - так говорили люди о нем. "От несчастного народа шел, сам был без доли, за него шел без страху, к нему пришел на вечную память," -  такие слова о нем сохранились в памяти народной. Последние 15 лет Аввакума прошли в заточении в Пустозерске. Его жизнь оборвалась 14 апреля 1682 года - он был сожжен на костре. После его осталось много последователей по всему Беломорью.

Неистовый Аввакум       рисунок А. Тярина г. Мезень крест Кимжа

"Повсеместно в Поморье в памяти почитателей Аввакума запечатлелся один и тот же образ его - высокий исхудалый старец со сверкающими глазами, густым голосом и палящим сердца словом, зовущим к правде жизни, словом согревающим, призывающим к человечности. Велико было впечатление от его речей, облика и поведения в быту. Его стойкость в бедах и истязаниях поддерживала тех, чья жизнь была беспросветна. Его жизнь, его слова были понятны. Основа их: "Для всех един покров - небо, едино светило - Солнце". - К.Гемп "Сказ о Беломорье"


Домой
home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура

Хостинг от uCoz