Велопоход 2006

На велосипеде до Коми

Мезенец Федор Сафонов вернулся из своего очередного путешествия, уже седьмого по счету. На этот раз, «оседлав» велосипед, он добрался до республики Коми.

Стартовал он 1 августа из Мезени, а уже 16-го, одолев около 1200 километров, вернулся в родную деревню Кимжа. По пути Федор Георгиевич побывал в музее «Деда Мартына» (в Лешуконском Селище), на родине мезенской росписи в Палащелье, в Усогорске (Коми), в болгарском городке Благоево, в музее «Чуди заволочской» ( в пинежской Нюхче), где, например, впервые увидел яйцо настоящего динозавра.
     Путешествуя, мезенец не забывал снимать все самое интересное на видеопленку и фотографировать, а читателей нашей газеты обещал удивить новыми путевыми заметками.

Газета «Север» 1 сентября 2006

В августе 2006 года я совершил велосипедный поход по маршруту г. Мезень-Смоленец-Селище-Койнас-Вожгора-Усогорск-Благоево-Нюхча-Карпогоры-Пинега-Кимжа-Мезень протяженностью около 1200 км. Проехал через  4 района: Мезенский, Лешуконский, Удорский(Коми), Пинежский. 16 дней я был в пути.

Выехал я 1 августа  утром в половине седьмого. Был моросящий дождик при северо-западном ветре. Но прогноз погоды из Интернета говорил об улучшении погоды и я поехал. На пароме переправился через реку Пезу, доехал до деревни Жердь, где пообедал у моих знакомых Торцева Альберта и его дочери Татьяны, с которой мы проработали много лет в лаборатории. Дождь шел с перерывами. Отдохнул несколько часов и поехал дальше. Решил сегодня доехать до Целегоры, чтобы просушится и отдохнуть у своего друга-коллеги Попова Саши. За 3 км до Погорельца на ручье попил чаю. До Целегоры больше 15 км. Изрядно уставший, мокрый, с грязным велосипедом вечером приехал в Целегору. За день прошел 80 км, что приближается к рекорду по такой дороге. А дорога покрыта песком с гравием, но благодаря сырой погоде я благополучно по ней проехал.

Дом Саши Попова Моя палатка Мой "конь"

2 августа решил взять выходной от похода и съездить в деревню Азаполье на съезжий праздник Ильин день. Это за 4 км через реку. В Азаполье сходил на концерт в клуб, погостил у своих знакомых Бобылевых, пофотографировал. Погода стала улучшаться. Временами выглядывало солнце. Приехали в Целегору под вечер. Снял на видео гусей, которых Саша вывел в инкубаторе. А вечером познакомился с группой туристов из Москвы. Они путешествуют автостопом и пешем от Лешуконского по Мезенскому району. Собираются также посетить Пинегу. Приятно было познакомиться с девушкой коллегой Ренатой, которая учится в Московской академии ветеринарной медицины. Беседовал с ними у костра до ночи. Со 2 августа у нас заканчиваются белые ночи. Старики говорили, что с этого дня ночью сивого коня под кустом не видно.
  Также установил на велосипед багажник от старого "Урала", который любезно предложил Александр. Везти большой рюкзак на спине очень тяжело.

В Азаполье На угоре Деревня Мелогора

3 августа решил доехать до Смоленца. Дорога была такая же - песок с гравием. Обедал около речки Юромы. В саму деревню Юрому не заезжал. В Смоленец приехал к вечеру. Здесь хорошая дорога заканчивается. Дальше по реке Мезени идет бездорожье. В Смоленце единственный магазин был закрыт. Спустился к реке. Обычно здесь бывает переправа, но, сейчас из-за низкой воды она находится в Березнике. Напротив видно село Лешуконское - центр одноименного района. У реки в лодке сидел мужчина. Разговорились. Он сказал, что ждет машину из Ценогоры и предложил мне на ней уехать. Действительно, скоро пришла "буханка-уазик" и на ней я доехал до Селища (40 км). Я решил немного проехать, чтобы иметь небольшой запас времени, к тому же здесь дорога плохая (берегом реки, лугами. Шофер Валера работает в Артелекоме (связь).

В Селище остановился у Анатолия Спиридоновича, племянника художника Федора Фатьянова, у которого я останавливаюсь в Архангельске. Сходили в дом-музей "Деда Мартына", прошлись экскурсией по деревне. Какие красивые виды с селищенского угора! Не зря ими вдохновлялся Федор Фатьянов, когда приезжал сюда. Его картины здесь повсюду: в музее, в клубе, в домах.

Фрагмент картины Ф. Фатьянова В Селище

4 августа я выехал в сторону Ценогоры(24 км). Дорога до речки Оны была неплохая, прокатился "с ветерком". Но дальше пошли пески. Часто приходилось просто вести велосипед. В Ценогоре я не нашел ничего интересного и поехал дальше в сторону Белощелья. Дорога была неплохой, быстро преодолел 16 км. Чтобы попить чаю свернул к реке на сенокос за три километра до деревни. Погода стала солнечной. Находится около реки Мезени здесь просто удовольствие. Река все еще достаточно широкая.

Деревня Белощелье расположена на высокой горе. По преданию здесь жили два святых, которые тут похоронены. Особенно мне понравились белые угоры выше деревни. Я целый час ползал по ним, снял видеосюжет. А какие луга наверху! Стоит тут несколько десятков стогов. Дальше дорога пошла по крутым горкам и до деревни Конещелье они меня измотали. Ведь вверх приходится идти пешком и еще тянуть велосипед с большим рюкзаком. Я хотел остановится около этой нежилой деревни, но не понравился вид на реку. Она здесь мелкая и заросшая тиной. Проехал еще два километра берегом, выбрал красивое место и остановился на ночлег. Вид здесь просто живописный. А белощельский угор напоминает побережье моря. За весь вечер проехала только одна машина и прошел мужик, который идет из Ценогоры в Усть-Кыму. Он отказался попить со мной чаю и пошел дальше. Ночевал в палатке. Ночью случился заморозок, но утреннее солнце быстро растопило иней. Над рекой и над горами стоял густой туман. Была просто сказочная картина.

В Конещелье  Туманное утро

5 августа. Дальше дорога пошла по лугам и я часто залетал на всем ходу в лужи. Приехал в Палащелье. Это родина знаменитой мезенской росписи. Многие прялки на Мезени расписаны были именно здесь. Но сейчас здесь кроме заброшенной церкви и нескольких обетных крестов ничего нет. В магазине высокие цены и скудный ассортимент. Палащелье является конечной точкой мезенского снабжения (завоз товаров, почты). Дальше будет снабжение из Коми.
Дальше дорога стала никакая: месиво из сырой глины, в которой вязнут не только Уазики, но и трактора. Несмотря на солнце она была сырая. Встретил застрявший Уазик. Вскоре пришел трактор, чтобы его вытащить. Пообщался с мужиками. Им было очень интересно встретить здесь путешественника.
Через несколько километров глина кончилась, но пошел песок, который для велосипеда также непроходим. В Усть-Кыму
приехал изрядно уставший. Зашел навестить знакомых Анатолия Спиридоновича. Отдохнул немного.
   Затем была переправа через реку Мезень. Меня согласился перевезти пожилой рыбак. А дальше до Койнаса по лугам я просто мчался. Дорога была ровная, хотя вначале был песок и я изрядно попотел.
Койнас уже был виден, когда я увидел в стороне на лугу группу людей. Было видно, что они на сенокосе и, вероятно, собираются домой. Привернул пообщаться и увидел среди них своего знакомого Павла Игнатьева. Он учился в Архангельске и часто заходил к Федору Фатьянову. Сейчас преподает в Лешуконском в школе. Остановился у них. Помылся в бане. Здесь также живет бабушка Ульяна Михайловна - сестра Федора Фатьянова.

В Палащелье Койнас Ульяна Михайловна Игнатьева

Утром сходил на экскурсию по окрестностям Койнаса. Поднялся на гору, откуда открывается панорама на окрестности. Местность здесь гористая. Видна река Мезень, аэродром. На горе стоит обетный крест, поставленный московским писателем Арсением Ларионовым.
    От Койнаса до Вожгоры 70 км. Сначала дорога была неплохая.  Две речки Низьму и Выбор форсировал вброд. Но потом пошли пески. К тому же было жарко. Преодолевать такие дороги - просто маленький подвиг. Местами сохранился деревянный настил от лесовозной дороги, но он весь разбит. Машины обычно идут стороной. А я ехал виртуозно по нему. Наконец добрался до Вожгоры. Здесь надо было переезжать через реку Мезень. Люди ездят на другой берег на дойку. Но это частники, совхозов в Лешуконии давно нет. В Вожгоре отдыхает у родителей мой знакомый из Архангельска Володя Кузьмин. Он был очень рад увидеть меня в Вожгоре. Ему было даже трудно поверить, что я добрался так далеко от Мезени на велосипеде. Вечером мы ездили на мотоцикле на экскурсию. Я даже залезал на телевышку, чтобы сделать панорамную фотографию. Съездили к реке Пижме.

Вожгора Речка Выбор Обетный крест

7 августа. Утром Володя перевез меня обратно через реку и я поехал в сторону Коми, запланировав проехать 50 км до Пыссы. Дорога обсыпана гравием и укатана, ехать было заметно лучше, чем вчера. Пересек границу Архангельской области. Доехал до Пыссы. Опять переправа. Местные здороваются на коми. Спросил, как можно переправится. Сказали - бери любую лодку и пе
pеезжай. Я так и сделал.
Но на ночлег останавливаться было еще рано и я поехал дальше, выяснив дорогу у одного шофера. До Усогорска 110 км. Асфальт будет после Чернутьева, а до этого бездорожье. Проехал еще километров 25. Остановился на ночлег в бору не доезжая Мучкаса 5 км. По дороге иногда проходят "буханки". Непривычно для уха, что люди едут к поезду. В Мезени ведь поездов нет.
Утром дорога замучила песками и как только увидел идущую "буханку" попросил провезти до конца песков. Водитель Павел был приятно удивлен мезенским путешественником и ему было интересно пообщаться. И когда доехали до Чернутьево, он не захотел меня выпускать - хотелось еще пообщаться и предложил проехать до Усогорска. Быстро проехали 40 км по асфальту и он выпустил меня около кафе. Было непривычно попасть из глухой тайги в город, да еще в кафе. Кормят здесь хорошо, вежливое обслуживание. Приятно удивили цены в магазинах, они, кажется ниже, чем в Архангельске, не говоря уж о лешуконских деревнях, где хлеб стоит за 20. Вежливые и общительные продавцы. Город чистый. Дома в основном пятиэтажки.
После обеда походил по магазинам и поехал на Благоево. Слегка моросил дождик, но он вскоре перестал. Благоево - болгарский город недалеко от реки Вашки. Здесь тоже пятиэтажные дома, изобилие в магазинах. Немного отдохнул и поехал дальше в сторону Нюхчи. Асфальт здесь идет до границы с Пинежским районом. Ночевал недалеко от моста через речку Ёртом.

В Усогорске Амбар Лесная дорога

9 августа. Доехал до границы с Пинежским районом по асфальту. Рядом с дорогой постоянно тянутся малинники. Иногда соблазнишься зрелыми ягодами и остановишься, побродишь по кустам. Мне показалось удивительным, что от Усогорска до Пинежского района лес в основном березняк с примесью осины и совсем нет хвойных деревьев. Тогда как по реке Мезени я ехал в основном по сосновым борам.
    И вот я опять в Архангельской области и опять пошло бездорожье: пески по борам. К вечеру добрался до Нюхчи. До этого еще был Кучкас - нежилая деревня. Там сейчас платный пионерлагерь, организованный пинежской предпринимательницей Т. Седуновой. Но я не стал туда заезжать, так как дорога была тяжелая и хотелось скорее добраться до Нюхчи. Хотя было бы интересно поделиться опытом работы с детьми.
    В Нюхче я остановился у Ильина Ивана. Было интересно познакомится с большой и дружной семьей. Иван живет по типу фермера. У него корова, лошадь, трактор, свой дом. Он мне рассказал про местные достопримечательности, про музей чуди и чудака из Москвы, который его организовал. Также он вспомнил, что один мужик нашел на реке на рыбалке яйцо динозавра.
    И вот на следующий день мы посетили музей чуди и я снял видеорепортаж про яйцо. Чудак - это Григорьев Сергей. Переехал сюда из Москвы. Организовал музей чуди на основе своих научных исследований. Нам было интересно с ним пообщаться. Бывал он и в Мезенском районе, в том числе в моей родной Кимже.

Я с яйцом динозавра Сергей Григорьев в своем музее На берегу Пинеги

Выехал после обеда. До Карпогор здесь 150 км и я решил преодолеть их за 2 дня по 75 км ежедневно. Первый день я ехал неплохо. Напомню, что обсыпанная гравием дорога начинается с Нюхчи. Ночевал на 75 км около реки Пинеги. Ночью по реке ездили на лодке рыбаки - неводили рыбу.

Но следующий день оказался трудным. Стало заметно теплее и на дороге стало больше песка, к тому же дорога больше похожа на стиральную доску или шифер. Так ее разбивают лесовозы. На велосипеде по такой дороге ехать трудно, хотя она выглядит довольно культурной. Постоянно донимала жажда. К тому же кончился хлеб. Все деревни были либо в стороне, либо за рекой. Как только доеду до какой-нибудь речки или подъеду к Пинеге - лезу купаться и пить. Один колодец около дороги также оказался кстати. В Верколу не заезжал, хотя хотелось бы посмотреть дом-музей писателя Федора Абрамова и посетить монастырь, но сворачивать на 3 км в сторону не не стал.
Наконец добрался до деревни Церкова. Здесь увидел одновременно асфальт, магазин и заработал мобильник. Взял в магазине пива, пирожков, сел у дороги в траву, перекусил, позвонил. В Усогорске была мобильная связь, но "Мтс". А здесь "Мегафон". Но асфальт кончился через 100 м. До Карпогор еще 10 км. За несколько км опять начался асфальт.
    Гостил в Карпогорах у своей коллеги Нины Ильиничны Таракановой. Отремонтировал сломавшийся вчера багажник. Его стойки просто не выдержали вибрации от такой дороги. В Карпогорах я был в марте, когда сюда приезжали на гастроли с мезенским духовым оркестром.
    Дальше мой путь держал на Веегору, где живет мой друг по техникуму Саша Стирманов. Он работает в Карпогорах на ветстанции, но на выходные ездит домой в Веегору. Это 50 км от Карпогор. Останавливался на обед в красивом месте около реки Пинеги в месте впадения речки Курга. Здесь обнажения карста и берега выглядят очень красиво. Просто горный пейзаж. А в селе Веегора все еще существует хозяйство (совхоз по-старому), хотя во всех районах, где я проезжал видел одну и ту же картину: при въезде в деревню стоят разрушенные фермы, торчат стропила. Сельское хозяйство находится в диком запустении. Саша натопил баню, в которой я от души попарился.

У дороги Курга В Веегоре

А утром он перевез меня на ту сторону и я поехал через Чаколу на Пинегу. Ночью был заморозок. В Труфаново заходил к Сашину двоюродному брату. Отдохнул и поехал до Почи. Дорога была еще сносной. Но после Почи сплошное бездорожье на протяжении 11 км - грязный глинистый зимник. К тому еще искал брод через речку Почу, который оказался у самой реки Пинеги. Почти все 11 км шел пешком. Но потом пошла хорошая дорога, построенная еще до перестройки. Ночевал около озера Среднее.
На следующий день приехал к переправе через Пинегу. Перевез меня на лодке мужик с деревни Холм. А на той стороне живет в одном доме как на хуторе моя одноклассница по техникуму Лидия Попова. Отсюда такой прекрасный вид на реку, что хочется приехать еще. К тому же погода была чудесная. Искупался, съездил В поселок Пинегу за 10 км в магазин и зашел в Пинежский заповедник, пообщался с зам.директора  Дурницыным Олегом Станиславовичем.

Пинежские просторы Белая дорога Нализался

Утром 15 августа выехал на дорогу Мезень - Архангельск. Каждую зиму я езжу по ней, но летом здесь все красивее. Вокруг дороги много карстовых воронок. Изредка идут машины в сторону Совполья. Чаще всего это грибники из Пинеги. В Пинеге принимают чернику по 55 руб. за кг, поэтому многие заняты сбором ягод.
Ночевал в палатке около ручья   Сосновый (118 км до Мезени)  . По навигатору нашел озеро и сходил к нему. В лесу много ягод - черники, брусники, голубики, грибов.
16 августа. Приехал в деревню Совполье, сходил в магазин, навестил своего знакомого Алексея Доможирова и поехал в сторону Кимжи.
    15 км строящейся автодороги засыпаны песком, поэтому пришлось больше вести велосипед, чем ехать. Миновал болото, где засыпка кончается. Всего 4 км дороги остались еще совсем не сделанными: нет засыпки, перемычек через ручьи. Мезенский участок дороги засыпан мергелем. В сухую погоду он как асфальт, а в сырую превращается в месиво. На дороге много медвежьих следов. Затрудняют движение песчаные участки дороги. А по мергелю ехать хорошо, к тому он еще заглажен. На кимженском болоте пришлось смазать цепь. Да еще ждал заката солнца, что сделать красивое фото заката. Стало темнеть. В Кимжу приехал уже после 10 вечера.

Брусника Закат След медведя

В деревне прожил 9 дней в своем доме. Посетил музей "Дом Политовых". Экскурсию провела Репицкая Евдокия Гавриловна. Она представила экспозицию "Мир русской женщины".В Кимже в настоящее время развивается гостевой туризм. Также в Кимжу в эти дни прибыли участники экспедиции по реке Мезени из института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева из Москвы. Несколько дней мы общались, сначала в Кимже, а затем в Мезени. Также в эти дни в Кимже побывала еще одна экспедиция на внедорожниках. Они прошли теми же дорогами, что и я. От Коми до Мезени, от Кимжи до Карпогор. К тому же они проехали от Каменки до Кимжи по бездорожью.

Помор Внедорожник В Кимже

В Мезень я приехал 25 августа. Весь август стояла сухая теплая погода и поэтому дорога Дорогорское - Мезень была совсем не такая как я ехал по ней 1 августа в дождь. Она как бы рассохлась, стала пыльной и разбитой. Будь она такой тогда, мне было бы не добраться до Целегоры за один день, к тому же с мешком на спине. Очень часто шли навстречу машины - ведь сегодня ночью открывается охота. Поэтому приехал в Мезень весь в пыли. Но тем не менее с чувством удовлетворения от очередного своего похода.

Мое снаряжение: велосипед Stels Navigator 970, палатка, спальник, фотоаппарат Canon G5, видеокамера Sony HС40, навигатор Garmin eTrex Legend.

Схема  маршрута Фото  маршрута Карта маршрута

Походная фотогаллерея /Слайд-шоу/

Домой
home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура