Книга III

Силы Пуруши

Эта книга рассматривает йогу высоких достижений и духовные результаты.

  Сиддхи – сверхъестественные способности присущи каждому человеку, ведь Пуруша (Дух) есть у каждого. Просто она находится под слоем грязи ваших самскар, грехов и если устраните грязь, то она начнет сиять. Для современных людей способности йогов кажутся необычными как для дикаря кажется необычным управлять самолетом.

Сутра III:1

Внимание, обращенное на определенный предмет есть дхарана.

Это фокусирование вашей души. Концентрация (дхарана) дает далее медитацию. Это как бы загрузочный файл, с которого начинается духовная работа. Инициация (крещение ученика) начинается с дхараны. Бог дает крещенье тем, кто способен к медитации.

О концентрации в литературе по йоге написано много. Обязательно имейте как настольную книгу Шивананды «Концентрация и медитация».

Можно выделить дхарану на внутренние объекты – чакры и внешнюю – на объекты окружающего мира. Для йога это Ишта-девата – божественный объект медитации. Хотя деление на внешнюю и внутреннюю условно, они идут одновременно.

Как бизнесмен фокусирует свое внимание на прибыль, ученый на предмет своего исследования, так и йог фокусируется на объект медитации, заполняя им свою жизнь.

Сутра III:2

Слияние ума и предмета есть дхьяна.

Эту сутру можно назвать главной, т.к. она посвящена базису раджа-йоги, основе духовного пути – медитации(дхьяне). Медитация – поливать своим сознанием божественный объект.

Дхьяна – это усиление врожденной самскары чувства первой любви. Любовь есть базис медитации. Всепроникающая любовь Божья (кутастха чайтанья, према) лежит в основе Духа(Пуруши) человека. Ее нельзя увидеть, ее можно только прочувствовать, ощутить в медитации.

Посмотрите снова на схему творения. От Бога исходит Аум(Ом), он же Брахман. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога». Он творит пракрити, материю. Вот его можно увидеть и услышать душой. «Имеющий уши да слышит». Медитируя на него, вы идете к Богу, так как о чем человек думает, тем он и становится. Он становится равным Богу. Медитация на Ом есть путь. Существует только один путь и он указан во всех религиях, но выражен разными словами. Когда у вас разовьется интуиция, вы увидите, что истина одна, но выражена она разными словами, в разное время, разными людьми. «Я есть путь, и истина и жизнь. Никто не приходит к отцу, кроме как через Меня». Слово Я означает того, через кого проявляется Ом, Брахман. Духовный учитель, достигший реализации. «Кто видел Меня, тот видел Отца». То же самое.

О медитации в Гите я уже писал. Сутра 2 первой книги. В Дхаммападе она описана в главе О разном. В Новом завете это главная заповедь: «Возлюби Бога всем умом, всем сердцем, душой», «Я – хлеб, сходящий с небес», «Ешьте мою плоть», «Потекут реки живой воды». Реки живой воды – это пробуждение Кундалини в медитации. Иисус сказал об Ом: «Духа истины, которого мир не может получить, потому что не видит его и не знает».

Медитация – главная работа йога. «Не позволяй душе лениться, она обязана трудиться и день и ночь» - сказал писатель. «Работайте не ради пищи, которая гибнет, а ради пищи, пребывающей к вечной жизни» - сказал Иисус. Эту пищу дает медитация.

Я уже писал, что на духовном пути есть кнут и пряник. Кнут дает карма-йога, вы отрабатываете карму. Пряник дает раджа-йога. Ощущения медитации приятны и вызывают высшее удовольствие. «Бремя мое легко» - говорил Иисус на эту тему.

Медитация очищает душу: блокирует вредные самскары и развивает хорошие. Медитация является основой трансформации человека от тамаса к саттве, делает его святым.

Виды медитации были описаны в сутрах 32-39 первой книги. Читайте у Шивананды главы про медитацию.

Сутра III:3

Самадхи есть такое состояние просветления, где слияние как таковое исчезает, присутствует только значение предмета, на который обращено внимание.

Этот процесс описан в сутрах 18, 43-46 первой книги. Самадхи характеризуется остановкой ума, ментальной паузой(см. Сутру I:3) -  «Я просидел в этой позе девять часов, и за все это время в уме у меня не возникло ни одной мирской мысли. То, что я пережил, было неописуемо».

Это есть следствие дхьяны. На самом деле эти три процесса происходят быстро и практически в одно время, так что как бы сливаются в одно.

«Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внешнем пункте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту. Это состояние называется Дхьяна. Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что мы в состоянии отбросить внешнюю часть восприятия и удерживать созерцание только на внутренней части, значении, – это состояние называется Самадхи. Дхарана, Дхьяна и Самадхи – вместе называются Самьяма. Если сознание может сначала сосредоточиться на одном предмете, затем оставаться в этом сосредоточении некоторое время и наконец, продолжая сосредоточение, остановиться только на одной внутренней части восприятия, следствием которого было представление о предмете, все придет к подчинению такому сознанию.» - Вивекананда. Раджа-йога.

Сутра III:4

Эти три вместе (внимание, слияние, просветленье) образуют Сосредоточение – Самъяму.

Самъяма есть соединение с Духом-Пурушей, зацикливание на нее. Пуруша необыкновенна и служит источником удивительных вещей – способностей йогов.

Это волшебная жемчужина, про которую говорил Иисус. Найдя ее, человеку ничего более не надо.

Ради этого стоит жить и работать. Ради этого стоит жертвовать преходящим. «Царство Божие внутри нас».

Сутра III:5

Успешное сосредоточение дает прямое познание.

Результат самъямы – свет знания. Праджна – интуитивное знание.

«Каково психологическое, философское и практическое применение саньямы? Достижение саньямы приносит непосредственное восприятие истины относительно объекта. По мере того как саньяма укрепляется и углубляется, когнитивный транс (самадхи-праджня) становится все более и более ясным.» -комментарий Мишры. Патанжали все время делает упор на Чит – развитие высшего знания (половина сутр его труда посвящены интуиции), хотя Сат-Чит-Ананда неразделимы и развиваются одновременно. С ростом знания усиливается также счастье и мощь йога. Праджна – это Свет. Когда люди блуждают в потемках, то появление света решает все их проблемы. Человек начинает понимать, как нужно правильно жить, чтобы быть счастливым.

Сутра III:6

Это просветление происходит постепенно; оно развивается стадия за стадией.

Духовный путь труден и долог. Он подчиняется законам диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Перехода количественных изменений в качественные», «Закон отрицания отрицания». Человек должен измениться от тамаса, раджаса в саттву. Меняется даже физиология человека, психология. Меняются привычки, взгляды, потребности, мировоззрение. Изменяется мозг, по-другому начинает функционировать центральная нервная система.

Нужна постоянная настойчивость, терпеливая стойкость, маленькие каждодневные достижения. «Усилием входят в царство Божие» - говорил Иисус.

Дополнительная литература: Гегель Г. Диалектика.

Сутра III:7

Эти три ступени (дхарана, дхьяна, самадхи) являются внутренними и прямыми по-сравнению с предыдущими.

Раджа-йога – основное средство на пути, карма-йога-вспомогательное. Первые пять ступеней развивают все четыре тела так, чтобы могли функционировать энергии Духа, Кундалини, чтобы легко проходила медитация как внутреннее, духовное сокровенное средство. Чтобы ум мог стать экаграта – сфокусированным, одноточковым.

Сутра III:8

Но даже эти высшие ступени являются внешними к безсеменному самадхи.

Термин асампраджната самадхи – безсеменное самадхи. Когда душа полностью очищена от самскар неведения, эгоизма, страха, жажды материальных объектов, ненависти, то излучение Пуруши проходит через нее беспрепятственно и проявляет свои свойства в полной мере. Это есть результат длительных медитаций и пути отреченья. Сама по себе медитация есть работа души. Но когда душа полностью очищена она, фактически, перестает существовать. Медитация становится не нужна. Происходит остановка мышления. «Пустота» в буддизме.

Образно это легче понять на общественном уровне. Пуруша (Дух) – император, душа (читта) – парламент, органы чувств и действия – правительство, тело – народ. В безсеменном самадхи душа полностью подчинена Духу, как бы абсолютная монархия. Парламент распущен, нет армии, полиции, нет государства, нет казны, осталось только безраздельное правление императора.

Потеря страха и эгоизма называется отрешением. «Потерявший душу, найдет ее» - сказано на эту тему в Новом завете. Можно сказать, что здесь происходит полное подчинение воли Божьей. Вечная жизнь(Нирвана) невозможна без преодоления страха смерти.

Сутра III:9

Результат такой концентрации – прекращение греховных помыслов и расцвет созидательных желаний, исходящих из Духа.

Человек начинает жить в потоке духовного сознания.

Если нет самскар неведения, страха, эгоизма, жажды объектов чувств, ненависти, то нет и желаний – васан из них. Проявляются только духовные желания созидания: воспитания, образования, счастья, свободы для других и др.

Мы видим такую деятельность у учителей, достигших Просветленья.

Сутра III:10

Поток духовного сознания течет спокойно, блаженно, безмятежно.

Устойчивость духовного восприятия.

В уме воцаряется умиротворенность, ощущения счастья, мира, одним словом, возвышенные впечатления и ощущения.

Сутра III:11

Разрушение множественности и подъем единства ума когда душа достигла уровня духовного сознания

Термины: сарваартха – множественность, многонаправленность ума

Экаграта – единство, однонаправленность ума

Самадхи паринама – духовное (космическое) сознание.

Сутра проста для понимания, особенно для тех, кто давно медитирует. По мере духовной практики и очищения души от нежелательных самскар эгоизма, страха, ненависти, невежества, жажды чувственных объектов уровень концентрации ума растет. Все чаще появляется процесс ниродха – остановка ума, прекращение мышления. Промежуток между санкальпами (мыслями, образами) начинает увеличиваться («пустота» в буддизме). Санкальпы удобно наблюдать на энцефалограмме.

Ум обычного человека похож на обезьяну, который прыгает от одного объекта к другому – телевизор, покупки, машина, семья, работа, развлечения, деньги, болезни и т.п. У йога остается один объект – Брахман, Дух святой.

На тему этой сутры хорошо написано в книге Шивананды Свами «Концентрация и медитация».

Сутра III:12

Душа, достигшая состояния экаграта видит идентичность идей прошлого и настоящего.

В сутре идет речь об идентичности идей, истин на протяжении веков. Сутра посвящена интуитивной гносеологии – духовного познания истины. Я уже писал, что здесь, в отличии от обычных наук, каждый раз приходится изобретать велосипед, то есть каждый самостоятельно должен достичь идей.

Хорошо выражено значение сутры в книге Шри Юктешвара «Святая наука»:

Пророки всех стран во все века успешно достигали цели в своем стремлении познать Бога. Входя в состояние истинного озарения — состояние нирвикальпа самадхи, — эти святые люди познавали Высшую Реальность, находящуюся за пределами всех форм и символов.

Опыт и духовные заветы этих мудрецов превратились со временем в священные писания мира. Эти писания, будучи облачены в пестрые одежды разноязычных слов, кажутся внешне совершенно непохожими друг на друга; тем не менее все они — одни прямо и ясно, другие — в скрытом или символическом виде — являются выражением одной и той же Истины Духа.

...между всеми религиями имеется существенное единство; что между истинами, проповедуемыми различными верованиями, нет никакой разницы; что существует один единственный путь, которым шло развитие как внешнего, так и внутреннего мира; и что существует только одна единственная истина — истина, признаваемая всеми священными писаниями. Однако эта основная Истина нелегко постигается.»

 

Истины Нового завета,  Дхаммапады, Упанишад, Бхагават гиты идентичны .

 

Сутра работает не только в высоких духовных сферах. Она пронизывает собой сферу искусства, литературы, философии. Почему многие произведения до сих пор нам интересны ? Потому что идеи, выраженные в них актуальны сегодня и волнуют нас. Потому что существует эта самая идентичность идей. Например, кто-то зачитывается Львом Толстым. Потому что его мысли идентичны ему и актуальны. Книга о Робинзоне Крузо уже 300 лет интересна людям. То же самое – идентичность прошлых и современных идей. Недавно была передача про Византию. Режиссер открыл в трудах историков идентичность идей Византии и современной России. Недавно в газете «Аргументы и факты» в дискуссии на эту тему были изложены 11 пунктов деградации Византии. В России сегодня все эти пункты налицо.

 

К сожалению, смысл, подлинное значение этой сутры не угадал никто из известных комментаторов «Йога-сутры».

 

Добавлю, что идентичность истин прослеживается не только во времени, но и в пространстве. Послания других цивилизаций, переданные на Землю через контактеров похожи на писания йогов.

 

Сутра III:13

Таким же образом могут быть объяснены троякие видоизменения элемента и восприятия в форму, возраст и состояние.

Термины: дхарма-паринама – изменение свойств

Лакшана-паринама – изменения во времени, астрологический цикл, период

Авастха-паринама – характеристика этого периода

Сутру можно выразить словами – сознание определяет бытие, изменись сам  и мир измениться. Перекликается с сутрой II:13, только там был акцент на карме.

По сути дела, эта сутра выражает смысл жизни человека. Изменение сознания приводит к изменению окружающего мира. «И увидел я новое небо и новую землю...ибо прежнее прошло» - сказано на эту тему в Откровении Иоанна. «Ищите прежде всего Царства Божия» - говорил Иисус.

Каждая душа в соответствии с уровнем развития сознания, уровнем чистоты души инкарнируется (привлекает себе) в определенное тело(форму), которое живет определенный астрологический цикл истории и в условиях жизни этого цикла. Также в течение жизни душа привлекает к себе окружение: других душ, окружающую среду, условия проживания, идеи.

Каждая душа обладает определенной частотой вибрации в соответствии с уровнем развития сознания, чистотой от самскар. Можно сказать, что есть показатель концентрации ума, который изменяется от рассеяности (тамас) до экаграта (сознание пророка).

Дополнительная литература:

Йогананда П. Бестелесные души. Лекции, том 6

Булгаков Влад  Селестология  М. 2006

 

Сутра :III:14

Субстанция суть то, что неизменно в прошлом, настоящем и будущем.

Термины: дхарми – субстанция, основное свойство.

Подобно тому как конституция (основной закон) является фундаментом, на котором строятся все другие законы, так и в материи на основе закона дхармы (конституция Бога, закон Божий) формируются все научные законы. Закон дхармы лежит в основе сотворения Вселенной и он неизменен во времени и пространстве. Он действует на протяжении истории и в космосе, не только на Земле, но и в других галактиках. Открыть этот закон способен только ум, достигший высокой концентрации (экаграта), сознания пророка. Будда открыл его и сформулировал благородные истины и путь к свободе, Иисус открыл и огласил заповеди Блаженства. Познав этот закон, человек приобретает господство над материей. Также познание фундаментального закона в науке дает власть в данной сфере. Например, периодический закон Менделеева лежит в основе химических манипуляций. Из атомов как из кирпичиков строятся все вещества. Генетический код лежит в основе биологических видов. Двоичный код лежит в основе информатики. «Сколько открытий дивных нам еще предстоит увидеть» - сказал поэт. Чудеса йогов основаны на научных законах. Когда-то мобильная связь, телевидение и полеты в космос тоже казались чудом.

«Я пришел исполнить закон» - говорил Иисус. «Тот, кто вникнет в совершеннейший закон, закон свободы, и пребудет в нем – тот будет блажен» - сказал апостол Иаков. «А вы – закон великий соблюдите, он ваша высочайшая твердыня, когда вы в нем, вы им защищены» - сказал Будда ученикам перед уходом в Нирвану. Три сокровища буддийского монаха: сангха (община, церковь), Будда (Брахман, Ом) и дхарма (закон, высокая нравственность).

Дополнительная литература:

Асвагоша  Жизнь Будды

Послание апостола Иакова

Шри Юктешвар  Святая наука

Сутра III:15

Причинами разнообразия видоизменений служат перемены в процессах, лежащих в основе.

Это общая сутра для всех изменений в материи. Основа диалектики. Процессы в материи имеют причинно-следственную последовательность и разворачиваются в пространстве-времени. Зная фундаментальные законы можно манипулировать видоизменениями. Химические изменения основаны на периодическом законе Менделеева. Биологические виды можно изменять путем изменения кода ДНК. Изменение програмного кода в компьютере вызывает перемены в его работе. На этом основано лечение болезней.

Изменение конституции ведет к переменам в обществе. Смена политического лидера часто ведет к изменению политического курса страны.

Чудеса йогов: превращения камней в золото, воду в вино, материализация предметов основаны на этой сутре.

Зная закон кармы как основу этики йог изменяет свою жизнь и достигает прекращения страданий. Искоренив самскары неведения, эгоизма, ненависти, страха, тяги к объектам удовольствий он достигает безгрешного состояния. «Побеждающему дам сесть со Мной на Моем престоле, как и я победил и сел с Моим Отцом на Его престоле» - Откровение 3:21.

Сутры 16 – 52 посвящены парапсихологическим феноменам (сиддхам), которые проявляются у йога в результате глубокой медитации - самъямы.

Главным феноменом у йогов тем не менее считается према – возвышенная чистая любовь, которая является любовью к Богу. Она есть главная сиддха, потому что служит основой, фоном для всех других: ясновидения, телепатии, целительства и других. Большинство сиддхов являются помехой для йога, так как могут вызвать привязанность к ним и замедлять путь к высшей свободе. Конечная цель человеческой жизни – самореализация. Поэтому они используются в основном в целях пропаганды раджа-йоги (духовного учения) как это делали Иисус, Будда, Кришна и многие другие духовные учителя.

«В йоге нет никаких сверхъестественных сил для практикующих, так как каждый получает их в надлежащее время, если он практикует серьезно» - Мишра Р.

Сутра III:16

Выполняя самъяму на трояком изменении узнается прошлое и будущее.

Термины: самъяма – см. сутру III:4. Это дхарана, дхьяна и самадхи, объединенные вместе, глубокое сосредоточение. Самъяма становится привычной, когда ум достиг состояния экаграта – непрерывной однонаправленности с ниродхой – прекращением мышления.

Трайя паринама – троякое изменение, трансформация – это только что рассмотренные дхарма-паринама, лакшана-паринама и авастха-паринама (сутра 13).

Джнана атита – знание прошлого

Джнана анагата – знание будущего.

Пример демонстрации этой сутры мы видим у Иисуса. «У тебя было 3 мужа» - сказал он женщине, вызвав у той глубокое удивление. С легкостью он предсказывает будущее. Откровение Иоанна также на тему будущего. «Упала с неба звезда, имя ей Полынь». Полынь по-украински есть Чернобыль. Сведенборг также с легкостью предсказывал будущие события, Нострадамус, Ванга и многие другие. Пример использования лакшана-паринамы мы видим на примере хиромантии и астрологии. Цепочка событий жизни запечатлена в символах. Знание прошлого и будущего основано на том, что вся информация записана. Все наши мысли, слова, поступки фиксируются в хронике акаши. Все ваши самскары стоят на учете, а они являются кодом. Все грехи (кармические узлы) записаны. Существует психический детерминизм, нет ничего случайного. Все имеет свою причину. Существует глубокая информатика нашей жизни, где можно найти все.

Сутра III:17

Самъяма на слове, значении и предмете, которые обычно смешаны дает понимание звуков всех существ.

Термины: шабда – слово, звук

Артха – значение

Пратьянама – идея, ощущение, эмоция

Правибха – анализ

Рута – звук

Бхута – живое существо

Пример для этой сутры описан в газете «Аргументы и факты» №21 за 2008 год. Девушка из Днепропетровска понимает звуки птиц и животных.

Слова человека и звуки животных являются инструментом выражения идей, желаний, которые происходят из самскар. Существует цепочка психического механизма от зарождения идеи того, что следует выразить до сообщения этой информации окружающему миру. Проникновение  внутрь этого механизма дает понимание сущности передаваемой информации. Речь – это не только набор слов. Речь имеет интонацию, эмоциональное насыщение (окраску), речь зачастую несет в себе любовь и ненависть, страх и эгоизм, так она формируется из самскар и выражает желания. Речь святых несет в себе Ом, вибрацию Бога, которое тоже называется Слово.

Для близких людей, чтобы понять друг друга слова не требуются. Понимание без слов. Вот как Свами Рама описывает общение с учителем: «Мой учитель пребывает в сахаджа-самадхи] и говорит очень мало. Однажды мне довелось прожить с ним вместе девять месяцев и за все это время едва ли переброситься парой слов. Большую часть времени мы сидели с закрытыми глазами в медитации. Я делал свою работу, а он — свою. Для разговоров не было повода. Понимание присутствовало здесь, и в словесном общении не

было необходимости. Когда нет понимания, тогда, действительно, появляется необходимость в разговоре, хотя язык является слабым средством общения. Между мною и учителем всегда происходило общение на более глубоком уровне, и слова были не нужны. Мы оба больше верили в безмолвное общение. Он отвечал на мои глупые вопросы с улыбкой; говорил очень мало, но создавал атмосферу для моего роста».

 

Дополнительная литература.

Психология. Глава «Речь и речевые свойства личности».

Сутра III:18

Знание самскар дает знание прежних жизней

Учение о самскарах было изложено во 2 книге сутры 2-10, 15 книге 1 сутры 46, 50 и будет еще в 4 книге сутры 9, 10.

Самскары сравниваются с семенами, из которых вырастают побеги – васаны. Через васаны человек совершает преступления – грехи. Кто работал на огороде, то знает, что необходимо удалить сорняки вместе с корнями. Так и дурные васаны необходимо удалять вместе с их корнями – самскарами.

Типичный пример этой связки – самскара обиды дает рост васане мести. Месть совершает грехи – причиняет вред человеку, которому мстят.

В русском языке самскары называют чувствами, инстинктами, а васаны – желания, склонности, влечения.

Инкарнация основана на васанах. Именно васаны гонят человека по лестнице эволюции. Поэтому зная самскары можно узнать прошлые воплощения.

Этим искусством в полной мере владел Будда, Кришна. К сожалению, в христианстве концепция инкарнации совсем отсутствует. Хотя Иисус должен был владеть этим искусством не хуже Кришны.

Сутра III:19

Знание души другого человека посредством интуитивного познания его психического механизма

Термины: Пратьясья – знание психических процессов; Джнана – знание

Читта – душа; Пара – другой

Как работает душа в человеке было описано (см. Сутру II:17). Душа состоит из манаса, ахамкары и буддхи и ее функционирование похоже на работу парламента. Буддхи – орган, принимающий решения. От работы буддхи зависит как вы поступите в той или иной ситуации. Работа души полностью зависит от самскар как работа парламента зависит от фракций (партий) его составляющих. Человек – марионетка самскар.

Эту сутру можно рассмотреть на четырех уровнях:

  1. Обыденный. Каждый человек пытается понять другого, дает его характеристику. Зная близкого человека можно прогнозировать его поведение. Чужая душа – потемки – поговорка на эту тему.
  2. Уровень психологии, литературы и искусства. Гениальные писатели и психологи, творцы в искусстве: художники, композиторы, поэты, режиссеры уже выходят на уровень самскар – васан и дают более точную характеристику человека.

Поэтому очень важно изучать классиков литературы, постигать шедевры искусства, изучать психологию.

  1. Астрологи на основе изучения символов и интуиции могут дать очень точную характеристику души, раскрыть события прошлого и будущего. Существуют астрологические ритмы, которые находятся в прямой зависимости от кармы. Карма создается из васан, васаны из самскар.
  2. Йоги на основе самъямы дают самую полную характеристику души человека. Приведу здесь пример из книги Давид-Неэль «Магия любви или неизвестный Тибет» (журнал Наука и религия №8-10 за 1992), когда Гараб встретился с ламой-прорицателем в Лхасе и затем его встреча с йогом около священной горы. И лама и йог прочитали в нем полную информацию  его прошлой жизни, его намерениях и будущих событиях, которые вскоре сбылись. Также Иисус постоянно демонстрировал результаты этой сутры.

 

Сутра III:20

Однако это интуитивное знание не вовлекается в содержимое других умов, так как цель и принцип самъямы – только чтение умов, а не отождествление с их содержимым.

В этой сутре идет речь о снятии, чтении, просмотре информации с процессов жизнедеятельности вашей души. Аналогично мы имеем дело с этим ежедневно при просмотре фильмов, передач, чтении книг, газет, при игре в компьютерные игры. Только у йога это все на более глубоком уровне. Когда мы смотрим фильм или играем, то мы только воспринимаем информацию, но не отождествляемся с содержимым. Если в игре вас убили, но на самом деле вы живы.

В железном веке люди были неграмотны и только единицы могли читать рукописные книги. В бронзовом веке появляется книгопечатание, фото, видео, кино, компьютер. Человек снимает с процессов все больше и больше информации. В серебряном веке снятие информации перейдет на еще более высокий уровень. В золотом веке вообще будет фантастика. Ведь записана информация всех ваших мыслей, слов, поступков, записаны ваши самскары, васаны, карма. Когда человек при смерти выходит из тела он слышит ваши мысли, видит ваши скрытые поступки и часто бывает шокирован лицемерием близких.

Откровение Иоанна – это, по сути дела, записанный фильм.

Сутра III:21

Самъяма на задержке восприятия зрительных ощущений делает человека (объекты) невидимыми.

Человек-невидимка. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецептора, проводника и зрительного центра коры головного мозга. Рецептор – сетчатка глаза воспринимает световые ощущения. Здесь происходит модуляция фотонов в нервный импульс, который передается по зрительному нерву в зрительный центр, расположенный в затылочной части коры головного мозга. Оттуда импульс поступает к душе в манас, где происходит обработка зрительной информации.

Йог вмешивается в этот процесс и происходит разрыв передачи зрительной информации.

Косвенно этого эффекта можно достичь через отвлечение внимания. Люди бывают так увлечены какой-то проблемой, что не замечают ничего вокруг. Можно с помощью мантр вызвать этот эффект, чтобы люди не заметили тебя или какой-либо объект.

Самъяма есть не что иное как устойчивый контакт с Богом. Характеризуется высокой концентрацией и отсутствием мышления. Тогда Пуруша – Дух в человеке не встречает препятствий для своего проявления.

Литература:

Павлов И.П. ПСС т.4 1951

Физиология сенсорных систем. Л. 1976

Сутра III:22

Этим же объясняется исчезновение звуков (слуха), запаха, вкуса, касания (боли).

Здесь рассматривается вмешивание йога в передачу информации по другим анализаторам: слуха, обоняния, осязания, вкуса с помощью самъямы.

Можно устранить нежелательные звуки, слова, запахи, вкусы, тактильные ощущения, главные из которых болевые.

Проблема также решается косвенно через отвлечение внимания. Например, человек так занят делом, что не замечает укусов комаров. Ребенок порой так увлечен компьютерной игрой, что не видит и не слышит ничего вокруг.

Наркоз при хирургических операциях существует менее 100 лет. Раньше операции выполнялись без наркоза. Использовались косвенные методы отвлечения боли.

В тактильных ощущениях большую роль играет закаливание. Морж не чувствует холода, а в бане парится так, что у других в этих условиях могут быть ожоги. Дети, выросшие в деревне менее чувствительны к ссадинам, укусам насекомых, солнцу и т.д. чем городские, привыкшие к комфорту квартир.

С помощью самъямы можно не только устранять нежелательные ощущения, но создавать приятные запахи, вкусы, видения, звуки, касания.

Сутра III:23

Предсказание событий судьбы через самъяму на записях кармы

События судьбы: смерть, брак, рождение детей, несчастья и другие важные события жизни. Причинно-следственные отношения закона кармы позволяют прогнозировать будущие события.

Также эти события можно видеть через сны-откровения, через ясновидение, яснослышание, через астрологический анализ, хиромантию, гадания.

Посмотрите фильм «Хиромант».

Сутра III:24

Выполняя самъяму на дружбе йог выделяется моральными качествами

Термины: Майтри – дружба, балаани – ментальная, моральная, духовная крепость.

Сутра связана с сутрой 33 первой книги. Йог отличается доброжелательностью, состраданием и уважением к другим людям, отсутствием зависти и мстительности.

Дружба является основой йоговского воспитания. Между учителем и учеником существует высокая дружба, основанная на любви. «Нет выше той любви, чем отдать жизнь за друзей своих» - говорил Иисус. «Нет уз святее товарищества» - Гоголь. Дружба способствует развитию добродетелей и основана на соблюдении заповедей ямы и ниямы, на искренности. Нарушение заповедей ведет к разрушению дружбы.

Мишра выделяет несколько пунктов морального разрушения: дружба с дурной компанией - «с кем поведешься, того и наберешься», сочувствие своим дурным привычкам и наклонностям, основанных на самскарах эгоизма, враждебности, страха, привязанности к чувственным удовольствиям. Необходимо искоренять рабскую психологию, основанную на садо-мазохизме, вандализме, конформизме, противостоять зависти и культивировать сочувствие и помощь чужому горю, добродетели. Вот примерный список добродетелей, которые необходимо развивать/взращивать/ ученику. В первую очередь – это ответственность за свои слова, поступки, обещания; чувство собственного достоинства, рассудительность, благочестие, милосердие, трудолюбие, терпение, терпимость, настойчивость, аккуратность, решительность, гибкость/приспособляемость/, правдивость/честность, искренность/, щедрость, простота, смирение, бесстрашие/смелость/, неутомимость, благородство, уважительность, общительность /сотрудничество/,скромность, дисциплинированность.

Остановимся  на некоторых из них. Благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, соблюдение предписаний религии. Противоположность – безверие, аморальность.

Милосердие – готовность помочь другому или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Противоположность – эгоизм, мстительность.

Благородство - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честью.

Аккуратность. Аккуратный человек – любящий точность, порядок, бережливый.

Смелость / бесстрашие/ необходима на духовном пути. Без этой добродетели не достичь Царства Божия. Должен быть только страх Божий в виде благочестия, боязни совершить грех.

Терпение также очень важно на пути. «Претерпевший все – спасется» - говорил Иисус.

Терпимость – есть уважение прав другого, признание инакомыслия.

Трудолюбие – уметь работать и не бояться никакого труда. Нужно много потрудиться, прежде чем достигнешь духовных побед. Весь Путь – это сплошной труд: физический, умственный, нравственный. «Не позволяй душе лениться» - говорил классик.

Дисциплина необходима. Без дисциплины ничего не достичь.

В Древней Греции мудрецы соревновались в добродетелях, а В.И.Даль говорил: «Совершенствоваться значит исправляться, улучшаться, изменяться к лучшему, достигать высшего качества».

Литература:

Платон. Диалоги. «Пир»

Кон И. О дружбе

Йогананда. Лекции. Бестелесные души. Т. 6

Сутра III:25

Делая самъяму на силах йог приобретает их

Повышение балаани (моральной, ментальной и духовной крепости) дает могущество. «Скажи горе сей – ввергнись в море, и она съедет» - говорил Иисус. Я уже писал, что с помощью мантр, когда у тебя большой счет хорошей кармы, можно влиять на течение многих процессов. Иисус управлял погодой – остановил ураган. Бабаджи в книге «Автобиография йога» материализовал дворец в Гималаях.

Можно также рассмотреть повышение балаани в историческом аспекте на примере цивилизаций. Люди железного века не владели почти никакими научными знаниями. В Бронзовом веке идет быстрое развитие научных знаний и могущество человека растет. Знание – сила – говорим мы. Изменились средства связи и передвижения, энергия. Компьютеры и сильные машины помогают человеку.

Сутра III:26

Самъяма на внутреннем лучезарном свете открывает человеку тонкое, скрытое, далекое.

Сутра основана на сутре 36 первой книги. Постоянная глубокая медитация, когда происходит соединение с Пурушей – Духом, раскрывает в человеке интуитивное познание, которое постепенно расширяется до всеведения.

Пример познания тонкого, скрытого, далекого – откровение Иоанна (Апокалипсис), ученика Иисуса.

Сутра III:27

Выполнение самъямы на солнце дает знание устройства и эволюции Вселенной

Сутры 27-30 являются сакральными и служат продолжением сутр 49-51 второй книги (пранаямы). Пранаямы означают дыхание Бога и характеризуются встречей человека с Богом.

Солнце является символом Брахмы (святого духа), которого человек воспринимает как вибрацию Ом (слово божие). Об этом читайте в предисловии к моим комментариям вначале. Также на эту тему много сказал Иоанн в своем Евангелии. «Вначале было Слово, и Слово было от Бога...Все через него возникло...В нем была жизнь, и жизнь была светом людей ... И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас, полное благодати и реальности».

Таким образом, считать реальной можно жизнь с солнцем (Брахманом), без этого жизнь мертвеет. Брахман – это единица 1, материя 0. Если поставить 1 наперед, то чем больше нулей прибавишь, то значение вырастет многократно. И наоборот, если сначала нули, то величина не увеличивается. Пример из книги Свами Рамы.

В религиях Брахман соответственно называют Буддой, Кришной, Христом. «Я есть путь и истина и жизнь».

Сутра III:28

На Луне – знание звездных систем

Луна символизирует косвенный (отраженный) свет Брахмана. Все, что связано с Брахманом, но не является им. Применительно к учителям, то это то, что связано с ними: вещи, место проживания, письма, записи и тому подобное. На этой сутре основано создание музеев великих людей. Все, что связано с просветленным человеком имеет свойство быть средством освобождения и медитации. С этой целью совершаются паломничества к святым местам.

Эта сутра работает и в отношении влюбленных. Письма, вещи, записи, фотографии возлюбленного человека помогают сохранять любовь. Хорошо сказал известный писатель Джойс: «Любишь меня, люби и мой зонтик».

Сутра III:29

На Полярной звезде – знание движения звезд

Полярная звезда – символ неподвижности, неизменности, вечности.

Применительно к просветленным учителям – это истины, которые они открыли в результате интуиции и просветления. Это учения, тексты святых писаний. Самое ценное, что оставляет учитель ученикам и человечеству. Эти истины ведут людей к Освобождению. Также ученики помнят любовь учителя к ним. Таким образом, полярная звезда символизирует вечные ценности, неизменные в течение тысячелетий, вечный закон Дхармы.

Сутра III:30

Выполнение самъямы на чакрах и набхи дает знание системы тела

Сутра является выражением медитации на Брахмана, который проявляется через тело просветленного, святого. На этом основан принцип брахмачари – очарование Брахманом. У святого разбужена Кундалини и она течет по центрам и каналам тонкого тела, дает ощущение Блаженства. Имеющий око да видит.

В Писаниях: «Ешьте мое тело, пейте мою кровь». «Ученики Гуатамы всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль направлена на тело».

В этом отличие похоти и брахмачари. Похоть направлена на физическое тело, без Кундалини и Блаженства. Брахмачари – влечение на Брахмана.

 

Сутра III:31

Самъяма на центре аппетита и жажды дает победу над голодом и жаждой.

Термины: кантха куре – центр аппетита и жажды, кшута пипаса нивритти – победа над голодом и жаждой.

«Не хлебом единым будет жить человек, а всяким словом, сказанным из уст Божиих» - говорил Иисус. Многие йоги годами живут без пищи. Прочитайте главу из «Автобиографии йога» Йогананды «Женщина-йог, которая не ест». В современном мире много людей, которые не едят. У них происходит прямое усвоение солнечной энергии. На духовном пути в результате таинств глубокой медитации пробуждается Кундалини и вы испытываете Блаженство, которое замещает голод и жажду. Духовный путь предполагает уменьшение потребления пищи вплоть до полного отказа – духовная анорексия. Это увеличивает свободу человека. Многие люди тратят большую часть бюджета на питание.

Дополнительная литература:

Поль Брег. Чудо голодания

Порфирий Иванов. Детка

Сутра III:32

Самъяма на курма-нади дает устойчивость сознания

Термины: курма-нади – черепаший канал в верхней части грудной клетки

Атхайрья – устойчивость, неподвижность

Про Иисуса говорили, что он никуда не спешил. Сознание свободно от борьбы за материальное существование. «Не заботьтесь, что вам есть и пить, Бог знает вашу необходимость». Благодаря курма-нади йог становится неподвижным как змея или ящерица-игуана и устойчивым как черепаха. Эта сутра дает огромную самоуверенность и связана с отрешением и санъяси. Непоколебимая стойкость Духа характерна для многих святых, познавших вкус Брахмана.

Сутра III:33

Самъяма на сиянии в центре головы дает видение сидхов

Термины:

Даршан сиддха – видение сиддхов – совершенных бесплотных существ, сил небесных.

Мурдха – центр головы, дьетиши – сияние

Здесь идет речь о раскрытии чакры аджна, в современной литературе этот процесс описывают как открытие третьего глаза. С точки зрения физиологии аджна связана с эпифизом (шишковидной железой) и располагается в костной впадине «турецкое седло со спинкой». В христианстве эта сутра также хорошо представлена видениями святыми Богородицы, святых учителей, сил небесных: ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и т.д.

Сутра III:34

Пратибха дает всезнание

Термины: пратибха – свет Духа, несет в себе интуитивное знание. Его можно сравнить с горением лампы. Когда устанавливается в результате духовного развития немеркнущее горение Духа человек приближается к всезнанию.

Сутра III:35

Самъяма на сердце дает знание души

Здесь идет речь о развитии чакры анахаты, которая дает любовь сердца. В религиозной литературе эта сутра хорошо представлена. В Бхагават-гите это стихи 18:61, 7:21, 10:20. В Новом завете – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Духовные учителя стараются развить в учениках любовь сердца.

Развитие чакры анахаты приводит человека к познанию психологии, философии, механизма функционирования души. Человек учится наблюдать за своими мыслями, чувствами, поступками. Душа состоит из манаса, ахамкары и буддхи и ее деятельность аналогична функционированию органов власти в государстве (парламент-правительство-президент).

Сутра III:36

Самъяма на свет Духа дает различение души и Духа

Термины: сваартха – самосущее, свет Духа(Пуруши)

Бхога – опыт, саттва – качество сознания

Эта сутра разъясняет разницу между душой и Духом-Пурушей.

Душа – психический механизм, структура управления в человеке. Ее можно сравнить с компьютером. Она работает ради Пуруши, ради его наслаждения и избавления от материи.

Дух – Пуруша, Атман есть частица Бога, она нематериальна. В человеке проявляется как Сат-Чит-Ананда. Ананда – ощущения блаженства, божественное наслаждение, Чит – понимание истины, божественных знаний, Сат – волевой аспект поведения человека, божественная воля. Эта Троица делает человека святым. В Новом завете: «Вы – соль земли». Когда не проявляется Дух, то жизнь людей становится пресной как бессолая пища.

Сутра III:37

Отсюда интуитивное провидение и паранормальные способности зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса

Контакт с Духом быстро дает такие ощущения. Первый контакт с Духом (Пурушей) называется инициацией – крещением Духом святым. Данный опыт есть подтверждение правильности пути. Эти ощущения дает проснувшаяся Кундалини.

Эту сутру можно назвать поистине сладкой для ученика.

Сутра III:38

С точки зрения высшего освобождения они являются препятствиями, но на духовном пути они играют большую роль

Сладость таинств проистекает от соприкосновения с тонким миром. Но выход за пределы материи даст еще более высокие ощущения.

Сутра III:39

Освободившись от оков привязанности через их ослабление и понимая способ перемещения (выхода и вхождения) йог может войти в другое тело

Способ перемещения осуществляется по энергетическим каналам – нади.

Эта сутра как и большинство имеет несколько уровней значений.

Первое, это когда йог меняет тело, как описано в книге Свами Рамы «Жизнь с Гималайскими йогами» в главе «Господство над жизнью и смертью». Йог выбирает тело только что умершего и поселяется в нем, меняя тем самым старое тело на юное.

Второе значение, это единение душ учителя и ученика и описывается терминами сатсанг – духовное общение с учителем, мастером и шактипата – даруемое Блаженство. Здесь также процесс проходит по каналам -нади. В Новом завете это описано словами: «Двое – одна плоть», «Я в них и они во Мне», «Ешьте мою плоть». Также в Бхагават-гите: 8:14 «Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от меня мыслями, тому легко меня достигнуть, поскольку он постоянно служит Мне». Почитайте также комментарии Раджниша на тему сутры. Сутра представляет нам один из основных процессов подготовки ученика.

Сутра III:40

Благодаря овладению уданой наступает неконтактность с водой, илом, колючками и всем остальным и победа над смертью

Эта сутра выражена символами. Конечно, йоги могут ходить по воде, стеклам, не проваливаться в трясину и умирать по своей воле, но главный смысл в другом.

Удана есть исходящая от учителя энергия жизни через органы речи. Сутра продолжает тему сатсанга предыдущей сутры. Если там был безмолвный сатсанг, то здесь выражен через слово учителя, мастера. «Овцы слушают мое слово и идут за мной», «Имеющий уши да слышит» - говорил Иисус. Речь учителя несет в себе знание истины и вибрацию Ом – слово Божие, которые выполняют функцию освобождения, избавления.

Вода символизирует мир, мирскую суету. То, в чем тонут люди и от чего бегут святые. От чего убежал Гуатама. Водоворот материальной жизни, вращение жизни вокруг материальных ценностей: денег, карьеры, покупок, роскоши, власти и т.п. «Смотрите на сей мир, подобный пестрой царской колеснице! Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности» - Дхаммапада, глава «О мире». О плене плоти говорит апостол Павел – Римл. Гл.7. «Я победил мир» - сказал в конце жизни Иисус.

Шипы, тернии символизируют страдания, атаки майи: горе, неудачи, агрессию(ненависть, гнев), воровство, обман против вас. См. Сутру I:31 п.1

Ил, трясина по восточному соннику символизирует болезни, напасти тела. В настоящее время известно более двух тысяч болезней. Причины болезней лежат в вашей карме.

Победа над смертью означает избавление, кайвалию. Преодоление сансары. «Где, смерть, твоя победа? Где, ад, твое жало?» - апостол Павел 1Кор:54-57

Сутра III:41

Подчинение саманы дает лучезарность

Другой перевод: Сосредоточение на Самана, жизненном огне, йог создает ореол света вокруг себя.

Термины: джавалана – сияние, самана – внутренняя энергия, жизненная сила, ответственная за все метаболические процессы (обмен веществ). Питает все клетки. Соединение с вибрацией Ом дает сакральное свечение, высшую красоту. По степени интенсивности сияние бывает от улыбки на лице любимого человека до ауры(нимба) святого и Фаворского света Христа (Марк 9:3) – Преображение Господне. «Искра становится пламенем» - Алиса Бейли. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят», то есть Бог открывает свой лик через это сияние красоты, любви. Фаворский свет (Преображение) есть нирвикальпа самадхи, безсеменное самадхи, сжигающее все семена: самскары и желания, что дает прекращение инкарнаций, доступ в вечную жизнь, Нирвану.

Сутра III:42

Самъяма на связи уха и акаши дает божественное слышание

Термины: дивья шротра – божественное слышание, акаша – эфир, пространство.

Этот феномен работает во мне уже более 15 лет и я слышу слова и символы сонника, напоминающие мне о будущих событиях. Как в игре ColinMcRay, когда едешь и голос за кадром говорит о препятствиях и изменениях на дороге или как суфлер из будки..

Сутра III:43

Самъяма на связи тела и акаши дает телу легкость хлопка и левитацию – перемещение в пространстве

Человек состоит из трех тел материи: физического, астрального и ментального. Когда он достигает уровня сознания саттва, то легко происходит перемещение астрального и ментального тел. Перемещение ментального тела есть телепатия. Перемещение астрального тела описано в сутре 3:37 – астральные ощущения. Человек может достичь физической левитации – парение в воздухе.

Сутра III:44

Санъяма на маха-видеху делает очевидность вритти и этим устраняется неведение, скрывающее РЕАЛЬНОСТЬ

Термины: махавидеха – супрабесплотное состояние, вритти – модификации ума

Пракаша – свет, кшайя – разрушение, ааварана – неведение, скрывающее Реальность (Пурушу).

Сутра дает нам фундаментальный процесс йоги, который используется в подготовке учеников. Вернемся к началу «Йога-сутры» - I:2–6. Йога есть устранение модификаций ума, образно облаков с неба либо грязи из озера, чтобы солнце (Дух) сиял. Эта сутра хорошо представлена в Бхагават-гите: «Сосредоточь свой ум на Мне, обрати ко мне весь свой разум, так ты будешь пребывать во мне вечно» -12:8,..Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от меня мыслями, тому легко Меня достигнуть, поскольку он постоянно служит Мне» 8:14,..Всегда думай обо Мне, стань моим бхактой, поклоняйся Мне и выражай почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты – Мой дорогой друг 18:65... Лишь любви дано созерцать Меня в самой моей сути и слиться со Мной – 11:55». Гуру разрушает тьму неведения. Поэтому просветленные учителя называются великими Освободителями – Great Discarnate.

«С помощью махавидехи освобожденный учитель может входить в тела учеников и устранять их клеши, препятствия, склонности, кармы и тьму неведения, которая скрывает природу Высшей Реальности... Когда йог достигает этого состояния, спадают все покровы, скрывавшие знание; тьма и неведение исчезают. Йог становится душой всех душ, и все вещи представляются ему как проявление знания, Пуруши, Брахмана.» - Мишра

Сутра III:45

Санъяма на элементах материи в их грубой, тонкой форме, на сущности, их взаимодействии и цели дает господство над материей и ее энергиями

Термины: стхула – физический мир, грубая материя. То, что изучает современная физика;

Сварупа – сущность вещей; Сукшма – тонкий мир. То, к чему современная наука только еще приближается. Астральная и ментальная сфера.

Анвая – внутренняя природа, согласно которой происходит взаимодействие, соединение и разъединение элементов. Пример – периодический закон в химии, гуны.

Артхаваттва – цель, назначение изменения элементов. Смысл эволюции жизни.

Сутра посвящена анализу категории материя и продолжает тему сутр I:40, 42-46; II:18, 19, 21; III:13-15.

Господство над материей можно разделить на прямое и косвенное. Прямое достигается святыми, йогами, пророками в результате духовной практики. Превращение воды в вино, материализация предметов, исцеление больных, изгнание бесов и аналогичные действия демонстрируют такое господство.

Косвенное достигается путем развития общества в результате роста научного знания и дает результаты для каждого человека. Например, мобильник, спутник, автомобиль, интернет дают человеку некоторое могущество над материей.

Сутра III:46

В результате господства над материей, энергией и элементами проявляются сверхъестественные способности – уменьшение и всё остальное, – а также совершенство тела и отсутствие противодействия со стороны свойств элементов

Термины: прадур бхава – проявление способностей, анима – уменьшение, сампад – совершенство, кайя – тело, дхарма – свойство, анабхигата – отсутствие препятствий. Сутра имеет схоство с сутрой III:25 о силах, мощности.

Главных сил восемь: анима: – сила принимать наименьшую форму; махима - сила принимать наибольшую форму, лагхима - сила принимать наилегчайшую форму; прапти - сила соприкасаться с чем угодно, способность достигать цели (достигать любого места); пракамья - сила управлять чем угодно, (исполнение всех желаний); вашитвати - сила создавать что угодно (властвовать над всем); ишитва - сила проникать во что угодно; ятра камавасайитва - сила вызывать что угодно (изменять ход событий, судьбы), способность повелевать.

Совершенство всех тел: физического, астрального, ментального описано в следующей сутре.

Сутра описывает достижение одного из свойств Просветления - всемогущества. Пример Будды и Христа описан в Писаниях. При достижении Просветления человек становится идентичен Богу, «Я и Отец – одно». Достигает качеств Сат – Чит – Ананда (всемогущество, всезнание, бесконечное блаженство).

Свобода от всех препятствий, отсутствие противодействия со стороны материи, майи(Сатаны) – прекращение страданий.

Сутра близка по тематике первой главе Библии. В результате грехопадения из-за насилия, лжи, воровства, то есть причинения вреда человек утратил способность господства над материей. Наоборот, материя, майя господствует над человеком, ввергая его ежедневно в страдания, в невежество, рабство. Эдемский сад означает совершенство тела. Реки воды живой это энергии удана, самана, апана, вьяна, текущие по нади-меридианам. Препятствия – это херувим с мечом, преграждающий дорогу в Эдем. Анабхигата дхарма – устранение препятствия этого херувима. Йог достигает безгрешности Адама.

Литература: Библия. Бытие.

Сутра III:47

Совершенство тела означает красоту, грацию, силу и алмазную твердость

Тема этой сутры хорошо освещена в Бхагават-гите гл.11:50-54. Совершенное тело означает совершенство физическое, астральное, ментальное. Человек достигает просветления, когда это совершенство достигается. Сат-Чит-Ананда – триединство Бога. Сат – божественное поведение, Чит – божественное знание, Ананда – Блаженство. Кришна, Христос, Будда обладали таким телом. Просветленные учителя точно такие же. Инициированные ученики имеют качества такого тела – сутра II:46-48.

Сутра III:48

Победа над чувствами достигается благодаря самъяме на психологическом механизме восприятия, мышления и поступков человека

Термины: грахана – процесс ощущений и восприятия, производится в человеке анализаторами (органами чувств).

Сварупа – проводится первичный анализ и синтез, производится манасом – умом

Асмита – в результате мышления человек взвешивает за и против, производится в человеке рассудком – ахамкара

Анвая – процесс принятия решений, производится разумом – буддхи. В современной психологии этот процесс рассматривается в теме: волевые свойства личности

Артхаваттва санъяма – назначение, цель,смысл поступка

Индрия джая – подчинение, победа над чувствами

Эта сутра несет в себе обширную информацию и можно написать целую книгу. Основана на психологическом механизме, которым мы пользуемся каждую секунду своего существования. Частично этот процесс рассмотрен в современной общей психологии. Душа состоит из манаса – ума, ахамкары – рассудка и буддхи – разума. Ум производит анализ ощущений с органов чувств и формирует первичный синтез – восприятие. Если есть интерес, стимул информация поступает в рассудок, эго, где она перерабатывается в соответствии с прошлым опытом, памятью, подсознанием и затем идет в буддхи – разум, который выносит решение как поступить в данной ситуации. Также работают и органы власти в государстве – парламент и др. Чем более духовен человек, тем большее влияние на этот механизм оказывает Дух (Пуруша), привнося в него интуитивную информацию. Это намного увеличивает эффективность работы души, что сказывается на поведении человека. Оно становится более правильным, безошибочным с точки зрения Бога. Поэтому эту сутру можно назвать одной из основных в системе духовного воспитания.

Индрии (чувства) делятся на воспринимающие – органы чувств (анализаторы, джнана-индрии) зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, и двигательные – карма-индрии: руки, ноги, органы речи, органы размножения, органы воспроизводства. Джнана-индрии проводят сбор информации из окружающего мира, карма-индрии получают переработанную информацию из души и определяют поведение человека.

Назначение души – содействовать познанию мира и вести человеческое сознание к свободе, счастью.

Литература: Общая психология, например, издание под редакцией Богословского В.В. 1981 или Иванова П.И.1959

Сутра III:49

В результате этого самоконтроля над чувствами приобретается быстрота ума, прямое восприятие и победа над прадханой – завоевание природы

Термины: джавитва мано – быстрота ума. Душа, состоящая из манаса-ума, ахамкары-рассудка и буддхи-разума есть не что иное как компьютер. Поэтому и люди в соответствии с уровнем сознания различаются быстродействием души. Тамас – медлительный компьютер. Раджас – более быстрый, саттва – мощный. Праведник гораздо эффективнее обрабатывает поступающую информацию и выносит более правильные решения.

Бхава ви карана – восприятие без инструментов чувств. Прямое восприятие, минуя органы чувств еще более ускоряет процесс обработки информации и принятие решений, поступки становятся еще более адекватные окружающей реальности.

Джая прадхана - завоевание природы усиливается по мере роста знаний. Знания – сила. Чем более совершенен человек, тем меньше он зависит от окружающей природы, от материи.

 Сутра III:50

Знание различия между саттвой и Пурушей (душой и Духом) дает всемогущество и всезнание

Такой человек свободен от всех материальных притяжений, его сознание покоится в чистой саттве и Пуруша – дух безпрепятственно отражается в ней. Можно сказать, кристальночистая душа. Посмотрите фильм «Остров». Во многом, герой фильма сходен с требованиями этой сутры.

Еще раз напомню литературу по сутрам, которой необходимо пользоваться при изучении «Йога-сутры» Патанжали:

Мишра Р. Руководство по психологии йоги 1987

Рудой Островская Классическая йога 2002

А. Бейли Свет души 2000

Раджниш Йога: альфа и омега

Также к вашим услугам Библия с Новым заветом, Бхагават-гита, Дхаммапада, хорошо дополняет сутры книга Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов».

Сутра III:51

Непривязанносгь даже к этим силам (всемогуществу и всезнанию) разрушает все семена карм; вследствие этого достигается нирвана.

«Все семена клеш исчезают вместе с индивидуальным материальным умом.» -Мишра Р.

Устранение клеш при полной отработке прошлой кармы ведет человека к свободе. Клеши – группы самскар неведения, эгоизма, страха, привязанности к чувственным объектам, агрессивности. Это дает доступ в Нирвану.

По этой теме много литературы в буддизме. Вот совсем недавно вышла книжка – «Фонарик, освещающий путь» - наставления тибетских учителей.

«Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев, уничтожив царство вместе с его подданными, брахман идет невозмутимо» - Дхаммапада гл. «О разном, 294»
Гнев – отец, привязанность – мать, цари – ложные системы взглядов, основанные на неведении, царство – мир, основанный на чувственных удовольствиях и страхе смерти. Также на эту тему глава «Путь отречения» Свами Рамы в «Жизни среди гималайских йогов».

Сутра III:52

Необходимо преодолеть все искушения сил, чтобы вновь не запутаться в сетях материи

Сутра продолжает предыдущую. Хорошо на эту тему сказано в Новом завете, как Сатана искушал Иисуса в пустыне при достижении им Самадхи – иорданского крещения. Матф.Гл.4:1-11 И тогда дьявол оставил его.
Дхаммапада «О мире» 178: «Плод сотапатти лучше, чем земное единовластье, или восхождение на небо, чем власть над всем миром.» Сотапатти – вхождение в поток, приводящий к Нирване.

Сутра имеет также и обыденное значение, связанное с искушением властью, должностью, состоянием, образованием, положением в обществе и предупреждает о недопустимости гордыни, тщеславия, чванства, предвзятости, презрения, идиосинкразии (аллергии) к более низшим по должности, званию, положению, возрасту и т.д.

Вьяса разделяет идущих по пути йоги на четыре уровня:

1.    пратхама-калпита – те, кто находятся на предварительной стадии;

2.    мано-пратика – достигшие интуитивного знания;

3.    бхутаиндрия-джая – те, которые приобрели господство над элементами природы и чувствами;

4.    атикранта-бхавания – достигшие кайвальи, нирваны.

«prathamakalpikah – "избравший тот образ жизни, который практиковался в первой кальпе"; madhabhumika – "находящийся на сладостной ступени"; prajnajyotih – "наделенный светом мудрости"; atikrantabhavaniya – "вышедший за пределы того, что следует культивировать".

"1 - избравшие лучший образ жизни", "2 - находящиеся на сладостной ступени", "3 - наделенные светом мудрости" и 4 - "вышедшие за пределы того, что следует культивировать". Из них к первому [типу принадлежит йогин], полностью посвятивший себя [психотехнической] практике; для него свет [мудрости] только проявился. Второй [тип] – "тот, кто обладает мудростью, несущей истину". Третий – тот, кто подчинил себе "[великие] элементы" и органы чувств и овладел способами сохранения всего, что было достигнуто вследствие йогической практики и что еще должно быть достигнуто. Он в совершенстве владеет методами реализации того, что уже было сделано и что еще предстоит сделать, и прочим. К четвертому [типу относится] тот, кто вышел за пределы всего, что следует культивировать. Его единственная цель – растворение сознания [в первопричине], и мудрость его, устремленная к высшей ступени [сосредоточения], – семи видов.»

N.B. Покажу как работает схема Вьясы на своем примере. Первая стадия – прадхама калпита – период первичного накопления капитала духовных знаний. У меня это период с ноября 1988 до конца 1990 года. Я тогда не вылезал из библиотеки Ленина и иностранной литературы в Москве, ходил в духовные центры, записывал, конспектировал знания. Хотя философию изучал и до этого: 1980-Ленин, 1984-И.Кант, 1986 – Платон, 1988 – К. Ясперс, Э. Фромм, но на йогу перешел только в ноябре 1988. Этот основной базис остался у меня и поныне. Вторая стадия – мадха бхумика (пратика) – получение Блаженства. Мадха – мед, нектар. С сентября 1989 и поныне. Это как бы извлечение прибыли (результатов) из первичного накопления капитала духовных знаний. Хотя и раньше были эти ощущения, но регулярно именно с 89 года.
Йог как пчела, получает и отдает нектар Блаженства. Эту стадию можно назвать как одной ногой в раю. Третья стадия – праджна йоти – поток интуитивного знания. С мая 2006 и особенно с октября 2007. Получение духовных истин из интуиции. Цепная реакция знаний как говорит Мишра. Здесь уже не берешь, а отдаешь знания. Хотя такие подвижки были и ранее, в 2001 году написал книгу «Современная йога». Четвертая стадия – бхута индрия джая – господство над природой – пока еще впереди (сутра 45 третьей книги). Превращать камни в золото, летать по воздуху, изгонять бесов и многое другое. Этот период связан с достижением Самадхи – Просветления. И, получается, что есть пятая стадия атикранта бхавания – достижение бессмертия, доступ в Нирвану, прекращение рождений. Йоги на этой стадии могут дематериализовать тело. Воскресенье из мертвых. Переход в цифровую форму. (Сутры 55-56 третьей книги).

Сутра III:53

Самъяма на моментах и их последовательности дает интуитивное знание

Следующие три сутры посвящены интуитивному познанию. «познаете истину и она освободит вас» - об этом в Новом завете.

Сутра дает механизм получения интуиции. Интуитивное познание в отличии от рационального дает прямое постижение истины. Без интуиции люди превращаются в стаю бесов, готовых уничтожить самих себя. Все выдающиеся творения искусства, науки, философии, литературы появились на свет благодаря интуиции.

Применительно к этой сутре существует буддийский термин «пустота», что соответствует вритти ниродха Патанжали, что и является собственно процессом йоги. Пустота есть Реальность и без ее практики не достичь Освобождения. Цель всех медитаций – достигать этой пустоты. «Есть только миг между прошлым и будущим, есть только миг, за него и держись...». Подлинная медитация выходит за пределы времени.

Дополнительная литература: Далай-лама. Интервью в Бодхгайе. Журнал «Путь к себе» №4_1995

Сутра III:54

Интуиция позволяет делать различие между двумя похожими предметами, которое нельзя определить по виду, свойствам, положению в пространстве

     Распознавание того, что не возможно или очень трудно понять рационально. Сутра дает результаты интуиции. Сразу несколько примеров из фильма «Остров». Муж женщины не на том свете, а во Франции (положение в пространстве). Девушка беременна и будет сын (свойство). Другая девушка не психически больная, а бесноватая (классификация, вид). Иррациональное (интуитивное) познание намного превосходит рациональное, основанное на формальной логике. Интуиция – прямое постижение истины, сущности вещи. Предсказания апостола Иоанна, Ванги, Иисуса  и многие другие. Того же отца Анатолия о пожаре. Перефразируя поэта – Умом те знания не понять, аршином общим не измерить, у них особенная стать...

Сутра III:55

Такое знание, результат интуиции, распространенное на все предметы, при всех условиях, ведет к Освобождению

Сутра подытоживает, сказанное в сутрах 47,48 первой книги (интуиция несет в себе истину и развивается из невозмутимого чистого сверхмедитативного сознания), 26, 27 второй книги (познание истины через интуицию есть средство устранения страданий и этот процесс достижения просветления развивается через семь стадий), 34 третьей книги (пратибха дает всезнание). Человек развивает до максимума аспект своего Духа-Пуруши Чит – всезнание. Знание все обо всем во все времена, мгновенный ответ на любой вопрос. Нет ничего непонятного, вся Вселенная раскрыла тайны. Такое знание приводит к полному Освобождению, Нирване, прекращается цикл сансары – кругооборот рождений и смерти. Будда, Кришна, Христос достигли такого уровня и показали путь другим.

Ученик начинает получать интуицию с инициации, с первых опытов блаженства и развивает ее до высших стадий, описанных в сутре II:27. В этом и есть главный смысл духовного пути во все времена.

Что означает интуитивное всеведение – знание всего обо всем. Аспект Чит самореализации. В первую очередь, понимание Дхармы – основного закона – конституции Бога. Это есть закон Свободы. Каждое живое существо имеет право на счастье. Можно сравнить с правилами дорожного движения (ПДД). Вы будете наслаждаться ездой на автомобиле, если соблюдете правила. Если нарушите – будете страдать, будете жестоко наказаны. Так и в жизни. Дхарму регулирует закон кармы – причинно-следственные отношения. Если вы покусились на чью-то свободу, то будете страдать. При достижении всеведения человек видит эти отношения. Например, что является причиной гибели вашего сына? Формально, несчастный случай. Но есть более глубокие причины. Вы увидите все его и ваши грехи-преступления, которые привели к страданию.

Второе, это понимание устройства и происхождения мира, Вселенной, человека, видов и их эволюции. Дарвиновская эволюция формальна. Основной принцип эволюции видов есть медитация на Ом, любовь к Богу. То есть религия не только для человека, но все живое подчинено тем же законам.

Третье, это понимание истин писаний – Библии, Санхья-карики и других. Вы увидите, что все религии идут из одной истины и научно существует лишь один духовный путь.

Четвертое, все остальное. Любые вопросы на любые темы сразу получают ответ.

Надо заметить, что развитие аспекта Чит идет совместно с развитием Сат – всемогущества, неограниченной власти – аспекта воли. Все исполняется, что ни пожелает ваша душа. «Тот, кто побеждает, - ему Я дам сесть со мной на моем престоле, как и Я победил и сел с Моим Отцом на Его престоле». И одновременно развивается аспект Ананда – непрекращаемое счастье – Блаженство. Брачный пир, вечный медовый месяц. « Я дам тому, кто жаждет, из родника воды жизни даром»... «И Дух и невеста говорят: Приди!»... «иметь право на дерево жизни».  

Сутра III:56

Когда душа-читта становится так же чиста как Дух-Пуруша, наступает Кайвалия-Освобождение

    Кайвалия, Спасение, Освобождение, Нирвана, жизнь вечная, бессмертие души – синонимы.

Выполнены задачи, поставленные в начале первой книги: сутра 2 и 3. Если сравнить со структурой управления в обществе, где Дух-Пуруша это Царь, а душа-читта –парламент и когда парламент единодушен с монархом по всем вопросам внутренней и внешней политики – тоталитарная схема правления. То же самое происходит в человеке на высших ступенях развития. Гуны раджас и тамас ликвидированы (как фракции оппозиции в парламенте), сознание саттва лишено семян – клеш – самскар ненависти, эгоизма, страха, чувственных привязанностей, неведения. Вследствие этого нет почвы для создания плодов кармы. Кристальночистое сознание не имеет ложных представлений. Пуруша – дух не встречает никакой оппозиции души и поэтому действует на 100%. Человек сливается с Богом. В самадхи он становится идентичен Богу, а здесь он растворяется в нем как впадающая река в океане.

Нирвана не является отвлеченным понятием. Поскольку человек создан по образу и подобию Бога, то стремление к Нирване заложено в человеке изначально и он проявляет это стремление ежедневно. Поясню. Нирвана связана с такими понятиями как свобода и порядок. Бесконечное число степеней свободы и энтропия равная нулю. Поэтому все действия человека направлены в сторону порядка и свободы. Правда, в настоящее время большинство людей идут к этому в ложном направлении из-за неведения. Стремлением к порядку и свободе можно объяснить любое действие человека, будь то евроремонт, перевод денег за границу, борьбу с коррупцией и т.п.

На тему этой сутры в литературе: Дхаммапада. Глава о брахманах. В Новом завете Откровение Иоанна главы 21-22. Небесный Иерусалим. В Бхагават-гите 5:24 «Тот, кто черпает счастье, активность и наслаждения в самом себе, кто обращен внутрь себя, является поистину совершенным йогом. Он освобождается во Всевышнем и в конечном итоге достигает всевышнего», также 5:26, 6:19-23, 8:15 – «Достигнув Меня совершенством в йоге, великие души больше не вернуться обратно в этот временный, полный страданий мир», 8:21 – обитель Бога: Непроявленное и совершенное и конечное назначение каждого, то место, достигнув которого, человек больше никогда не возвращается – есть Моя высшая обитель», 15:3-6 «Эта моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни другим источником света. Тот, кто достиг ее, никогда не возвращается в этот материальный мир». Сравните с Новым заветом Откр.22:5: «И ночи уже не будет; и они не имеют нужды в свете лампады и в свете солнца, потому что Господь Бог будет светить на них; и они будут царствовать во веки веков».

Заключение по третьей книге Патанжали Сиддха-пада

Сиддха-пада посвящена медитативной практике, основу которой составляет самъяма, и результатам этой практики. Самъяма – сосредоточение, достигаемое за счет глубокой медитации, когда происходит соединение с Духом-Пурушей (Параматмой в Бхагават-гите). В результате самъямы появляются многие парапсихологические феномены: ясновидение, телепатия, левитация и многие другие. Главная цель самъямы – развить интуитивное постижение истины, которая является фактором освобождения человека. На основе развития интуиции человек устремляется к Нирване (Кайвалия), конечному освобождению, спасению.

 

В работе над третьей книгой была использована следующая литература:

Алиса Бейли  Свет души М. 2000 Много хороших комментариев к сутрам.

J.H. Woods The Yoga-system of Pananjaly 1988. Профессор Гарвардского университета перевел с санскрита сутры с комментариями Вьясы и объяснениями Вачаспати Мишры.

Афоризмы йоги Бхагавана Шри Патанджали перевод на английский с оригинала на санскрите Шри Пурохит Свами. Русское издание – самиздат 1995

Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. М.: «Наука», ГРВЛ, 1992. (Памятники письменности Востока, CIX)

Хороший буквальный перевод сутр с комментариями Вьясы.

Самрамурти Мишра Руководство по психологии йоги. Перевод на русский издания 1971 г.

Самиздат 1995 Хорошее издание на английском 1987 года.

Имеется аналогичное издание в продаже и в сети: Психология йоги. Новый перевод и толкование йога сутр Патанджали К. «София» 2002

Шивананда Свами. Концентрация и медитация. Имеется в продаже в интернет-магазинах.

Свами Рама Жизнь среди Гималайских йогов. М. 1996

Бхагават-гита как она есть - издание Свами Прабхупада и издание- перевод Смирнова 1978

Дхаммапада перевод с пали Топорова В.Н. СПб.1993. первое издание 1960 года.

Новый завет с примечаниями Уитнеса Ли 1998

Ветхий завет книга Творения

  

Домой home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура

Хостинг от uCoz