Книга II     

Средства для достижения сосредоточения

Книга вторая Патанжали отвечает на известные русские вопросы: Что делать? и Кто виноват?

Для изучения сутр потребуется необходимая литература: тексты Писаний – Новый завет, Бхагават-гита, Дхаммапада, тексты Йога-сутр с комментариями Мишры Р., Алисы Бейли в книге «Свет души» и другие по желанию; книги, основанные на сутрах – Шивананда С. «Концентрация и медитация», Рама Свами «Жизнь среди гималайских йогов».

Сутра II:1

Тапас, свадхиайя, Ишварапранидхана составляют практическую йогу.

Тапас – буквально самообуздание, самодисциплина. Известные переводы этого термина: аскетизм, огненное устремление, подвижничество, эпитимья. По-русски, самовоспитание. Это система духовного самовоспитания в свете сутр. Религиозная дисциплина.  Упрощенно пост и молитва или карма и раджа-йога как два крыла птицы, несущей человека к Освобождению. Пост – дословно воздержание, главным воздержанием является непричинение вреда никому из живущих. Внутренняя молитва есть медитация. Карма-йога - это метод поведения человека, образ жизни, при котором можно быстро достичь духовных результатов. Следует как можно меньше делать новые грехи и списывать старые. Необходимо ликвидировать грехи не только этой, но и прошлых жизней. Жизнь при этом становится полной трудностей и страданий. Требуется соблюдение заповедей, то есть выполнение морального кодекса, работать без привязанности к результатам собственного труда, выполнение своего долга перед обществом, семьей. Каждый должен заниматься своим делом, чтобы принести максимальную пользу стране, родине, своим близким, делать добрые дела, помогать другим. Синоним кармы – работа. «На человека труд наложен» - гласит старая русская пословица. «Если будете соблюдать заповеди, то пребудете в моей любви; как и Я соблюдаю заповеди Моего Отца и пребываю в Его любви» Ин. 15:10

Тапас в Бхагават-гите XVII:14-17

Раджа-йога выражается в главной заповеди всех религий – Медитация на Ом (любовь к Богу). «Просто сосредоточь свой ум на Мне...обрати ко Мне весь свой разум. Так ты будешь пребывать во Мне вечно» Б-Г-12:8. 

Свадхиайя – система духовного самообразования. Направлена на развитие мудрости. Включает в себя изучение наук, философии, психологии, классической литературы, работа с первоисточниками, текстами Писаний, житиями святых и пр.

Ищите мудрость везде и во всем – в книгах, журналах, газетах, фильмах, спектаклях, передачах TV, общении с людьми и т.д. Ведите дневник мудрых мыслей. Когда заработает интуиция, то будете записывать туда свои откровения.

Лучшее правило для изучения: «Всё из первых рук!», то есть читать оригиналы великих. Например, с работами Декарта знакомиться по его произведениям, а не по описаниям кем-то другим.

Ишварапранидхана – отдача себя Богу. Ориентация всей жизни на божественное, чтобы стать сыном Бога. «Ни один человек, который положил руку на плуг и оглядывается назад, не годен для царства Божия» Лука 9:62

Во-первых, необходимо наладить общение с Богом. Добейтесь того, чтобы Бог Вам ответил. Цепочка общения должна работать, подобно тому как работает Ваш канал с Интернетом. Для получения доступа лучше использовать мантру, которую Вам даст Ваш духовный учитель. Мантра есть не что иное как пароль(PIN-код). Чем больше Ваш счет положительной кармы, тем лучше и действенней будет канал для доступа к Богу.

Практическая йога есть не что иное как живая религия. Это информационная технология, где настоящий духовный учитель является провайдером между учениками и Богом. Вера без дел мертва.

Напишите сочинение на тему: «Отличие живой религии от мертвой». Найдите как минимум 10 пунктов различения.

Сутра II:2

Духовная практика предназначена для соединения человека с Богом и достижения Освобождения путем уничтожения клеш-напастей.

Духовная практика трансформирует человека из животного состояния до равного Богу.

Освобождение человека достигается при прекращении страданий, причинами которых являются грехи, а причинами грехов являются самскары. Искорените самскары в душе, и больше не будут копиться грехи.

Клеши – это группы самскар, сформировавшие на протяжении эволюции в разных телах. Если самскары это скрипты, то клеши – программы. Животные инстинкты.  Вредоносный софт. Вредные самскары-скрипты нужно ослабить, дезактивировать. Как прокаленные семена не плодоносят, как стерилизация обезвреживает микробов, как антивирус излечивает, так же происходит и в душе йога с самскарами.

Сутра II:3

Авидия, асмита, рага, двеша, абхинивеша есть клеши

Авидия – духовное невежество, ложное мировоззрение. Самскары заблуждений.

Асмита – эгоизм, индивидуализм. Самскары обладания.

Рага – страсть, привязанность к чувственным объектам. Самскары влечения.

Двеша – враждебность. Самскары агрессии, ненависти.

Абхинивеша – инстинкт самосохранения. Самскары страха.

Клеши – напасти, группы самскар. Сформировались в человеке в результате эволюции и опыта жизни. Все они являются результатом ограниченного восприятия, главным образом только физическим телом.

Клеши являются причиной страданий, корнем зла. Из них вырастают васаны – вредные желания, толкающие человека на преступления (грехи), что нарушает космический моральный Закон – Дхарму. Создается отрицательная карма – долги души. Клеши ведут личность к низшей природе, превращая человека в хищника, склонного к паразитизму.

«Клеши – это пять ложных наполнителей сознания, ошибочные концепции (I:8). Пребывая в постоянном движении, они усиливает функцию гун, поддерживают их видоизменения, расширяют поток причин и следствий и, служа взаимной опорой друг для друга, вызывают созревание кармы.» - комментарий Вьясы. Плоды кармы снова вызывают самскары и так получается замкнутый круг зла. Пример, самскара обиды вызывает васану мести. Хорошо показано в фильмах «Регтайм» и «Ворошиловский стрелок».

"Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня". У тех, кто не таит в себе такие мысли, ненависть прекращается.

Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.» – Дхаммапада «Глава парных строф».

Авидия является базисом для остальных и они не могут существовать без авидии. И когда авидия разрушена, то исчезают и они. Они должны быть разрушены, так как вызывают цикл рождений (сансару).

Сутра II:4

Авидия(неведение) является причиной всех остальных, будь они скрыты, ослабленны, устранены или активны.

Авидия есть самскара уверенности в ложной концепции жизни и является почвой, питательной средой других клеш. Она является заблуждением (сутра I:8). Например, люди заблудились в лесу. Выбрали ориентир и уверены, что идут правильно. На самом деле они ходят по кругу и забираются еще дальше в дебри.

Учение о самскарах аналогично учению о микробах. Даже термины здесь одинаковы. Микробы(вирусы) могут быть скрыты (спящие), ослаблены(атенуированы), подавлены (излечены) и активны, когда прогрессирует болезнь.

Например, спора сибирской язвы может лежать в земле десятки лет, пока не раскопают. Тогда она может вызвать массовое заболевание со смертельными исходами. Так и самскары, например, обида, страх могут затаится, но когда изменятся условия жизни, они проявятся в полную силу. Ослбленный микроб, вакцинный штамм, не вызывает заболевания. Самскара гнева может быть ослаблена, вытеснена любовью. В процессе лечения микробы погибают. Вредные самскары ненависти, зависти, алчности, страха в результате духовной практики сначала блокируются, а затем уничтожаются.

Самскары, как и микробы могут быть полезные и вредные. Следует сделать вывод, что самскары – это дискретные структуры, несущие в себе код, скрипт. Подобно генам микробов или компьютерным вирусам. Полезные самскары: чувство первой любви, которое при культивировании становится главной самскарой святого – божественной любовью. Зерно горчичное в Новом завете. Марк 4:31. Закваска – Матф.13:33. Она рождает васану – желание медитировать. Другие полезные самскары – чувство долга, патриотизма, товарищества, щедрости, сострадания, смелости (отваги) и другие. На основе полезных самскар основано воспитание добродетелей. Существует третья группа самскар, которые не рождают васан, являются как бы тупиком. Например, чувство удовлетворения, или глубокого удовлетворения.

Сутра II:5

Авидия – это состояние, в котором вечное, чистое, полное Блаженства «Я» путают с невечным, нечистым, страдающим «не-я».

Подмена Духа материей. Современный человек на нашей планете до сих пор находится во тьме духовного невежества. Не знает и не понимает Истину вследствии не развитой Интуиции, которая приобретается только в результате длительной духовной работы. Человек не видит действия закона Кармы (Божьего суда), справедливости, не видит эволюции через инкарнацию. В результате происходит подмена ценностей. Невечное материальное, приносящее страдания провозглашено главной ценностью. Бх-гита гл.16 «О демонических людях».

На чем основана авидия? Как формируется мировоззрение? На восприятии. У современного человека, живущего в конце кали-юги (Железный век) восприятие ограничено только физическим миром через анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса – индрии. Вся современная наука все еще ограничена физическим миром. Существуют еще астральные анализаторы – танматтры, собирающие информацию с астрального мира. Существуют еще панчататтвы – анализаторы ментального тела. Это все мир материи. Но самое главное – это восприятие Духом – интуиция. Прямое постижение Истины. Развитию этого восприятия и посвящена наука йоги. «Те,  кто  видят  глазами  знания  различие  между  телом   и владельцем  тела  и  могут  также  понять  процесс освобождения из сетей материальной природы, достигают высшей цели».- Б-Г 13:35

«Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно. Подобно птице, освобождённой из сети, лишь немногие попадают на небеса.» - Дхаммапада:174  

«Но грязнее всего грязь невежества, худшая грязь; избавившись от этой грязи, вы, о бхикшу, будьте свободными от грязи!» - Дх-пада:243

Сутра II:6

Асмита есть подмена восприятия Духа чувством личного эгоизма

Асмита – группа самскар эгоизма, индивидуализма. Русское выражение: «грести под себя, в свой карман». «Я, мне, мое» - была такая песня «Битлз».

Сутра вытекает из предыдущей, где уже говорилось о подмене восприятия Духа материей. На этой сутре основана буржуазная мораль в ее худшем виде, когда нет знания смысла жизни. Страсть к личному обогащению, деловому успеху, наживе. Извлечение суперприбыли на основе завышенной прибавочной стоимости и отмывании денег. Основной ценностью этой морали становятся деньги, богатство. Ориентация на богатство как главную, высшую цель жизнедеятельности. Потребительская система мотивации губит мотивацию моральную.

На эту тему Новый завет – богатому трудно войти в царство Божие - Матф.19:23-24 «Какая польза человеку приобрести весь мир, но душе своей повредить» - Марк 8:36

В Бхагават-гите  гл 16: 12, 15

«Связанные сотнями уз ожиданья, вожделению, гневу предавшись,
Они только вожделение хотят насытить, неправо накопляя богатство».

«Я богат и знатен; кто может со мной сравняться?
Я буду жертвовать, одарять, наслаждаться, – так говорят в ослепленье незнанья».

Марксизм и социализм возник на противопоставлении себя асмите, но потерпел поражение, так сам вышел из той же авидии, из духовного невежества. Такая участь ждет все общественные теории, которые не выходят за пределы рационального, не опираются всецело на Истину, полученную из интуиции.

 

Сутра II:7

Влечение к объектам удовольствий

Термины: рага – тяга, влечение, страсть

Сукха – счастье, удовольствие

Самскары влечения. «Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению или к средствам его достижения, [возникающие] у познавшего наслаждение при воспоминании о прошлом наслаждении, и есть влечение.» - комментарий Вьясы.

В человеке формируют большую группу васан –желаний, что рассматривается в психологии как направленность личности: потребности, интересы, идеалы. Желания обусловливают новое рождение.

Самскары влечения выражены словами – хотеть, желать. I want, I wish. Собака виляет хвостом. Желание обладать или попробовать еще раз. На протяжении эволюции эти самскары формируют условные и безусловные рефлексы. Также формируется кама – соблазн, которая ввергает человека в многочисленные грехи: воровство, присвоение чужого, изнасилование, отмывание денег и др.

Для йога основная задача – управление привязанностью к чувственным объектам (см. Сутру I:15). Главным регулятором здесь выступает вибрация Ом, Слово Бога, который становится главным объектом влечения йога, вытесняя все другие. Самскара брахмачари. Медитация дает йогу Блаженство – главное наслаждение человека.

Дополнительная литература:

Общая психология. Учебник для вузов. Например, под ред. Богословского В.В.

Физиология. Учебник для медвузов.

Сутра II:8

Двеша – враждебность.

Отвращение есть реакция на страдание.

Группа самскар ненависти, зависти, ревности. Формируют безусловный рефлекс защиты. Собака рычит. У человека формируется мощная васана гнева в виде мести, негодования, ярости, раздражения. Причина гнева – неудовлетворенная страсть, реакция на страдание или для предотвращения будущего страдания.

Двеша является феодальным пережитком прошлого, основанная на тамасе – низком уровне сознания. В России имеет глубокие корни. За всю историю в России на ненависти определялась внутренняя и внешняя политика, государство и церковь всегда были аппаратом насилия, основанном на репрессиях. Сформировали авторитарный характер человека, авторитарный стиль управления. Садизм власти и мазохизм народа. Конформизм – инстинкт толпы, стада. Вандализм – страсть к разрушению. Нетерпимость к инакомыслию тоже основана на ненависти.

Как преодолеть ненависть? Любовью, медитацией, самоцензурой за своим мышлением. Не допускайте в себе ненависти, зависти, ревности. Изгоняйте гнев любовью. Зло нельзя победить злом. Так вы разорвете порочный круг будущих страданий.

Литература: Почитайте главу «Помехи в медитации» Шивананды С. в книге «Концентрация и медитация». Главу «Как я думал, что достиг совершенства» в книге Свами Рамы «Жизнь среди Гималайских йогов». О гневе, фрустрации, стрессе почитайте в курсе общей психологии.

Сутра II:9

Абхинивеша – инстинкт самосохранения, врожденный безусловный рефлекс, характерный для всех живущих.

Основан на самскарах страха. Сформировался в течении эволюции. Какие бывают страхи? Страх смерти, репрессий, потери благ, страх общественного мнения, репутации и другие. На самскарах страха основано управление в авторитарном обществе: страх смертной казни, репрессий наводит порядок. Очень трудно преодолеть страхи в душе. Нужна длительная кропотливая духовная работа, воспитание свободой, любовью, взращивание добродетелей смелости, отваги, мужества.

Сутра II:10

Эти пять помех, когда они досконально познаны, могут быть преодолены противоположным умственным настроем.

Сутры 10 и 11 показывают нам борьбу со злом и она аналогична с борьбой с вирусами в компьютере. Вирусы должны быть блокированы, ослаблены – карантин и излечены. Но антивирусник должен их распознать – иметь сигнатуры.

Сутра возвращает нас к 1 сутре – тапас. Это система духовного воспитания и образования. Истинная вера. Повышение культурного уровня. Цензура в своей душе. Соблюдение моральных запретов – принципы Ямы, воспитание благочестия- Нияма. Необходима ликвидация духовной неграмотности. Человек должен контролировать себя в мыслях, словах, поступках, он должен знать, какое действие есть грех и которое приведет его к страданию. Должно быть правильное отношение к смерти. Авидия вытесняется видией. Чем дальше вы идете по пути йоги, тем больше открывается знаний. Чувственные удовольствия вытесняются Блаженством. Чем дальше, тем оно интенсивнее. Ненависть вытесняется любовью. Эгоизм вытесняется служением людям. Страхи вытесняются знанием и духовной мощью.

В Новом завете этой сутре соответствуют заповеди Блаженства – Нагорная проповедь. «Широки врата, ведущие в погибель и узок путь к спасению». В буддизме это четыре Истины и 8-ричный путь.

Сутра II:11

Их активность устраняется медитацией.

Глубокая медитация с ощущением Блаженства, повторенная тысячи раз  – главное средство трансформации личности. Уровень сознания идет от тамаса, раджаса к саттве и наконец, сливается с Духом. Человек меняется, становится праведником, святым. Важное начало духовного процесса – инициация (крещение духом святым), которое дает духовный учитель. Инициация, как и Самадхи есть милость Божия, подарок за правильное поведение и духовные усилия.

Приведу последние слова Будды и Иисуса на Земле. Будда сказал: «О, монахи, все в этом мире бренно, пекитесь о своем спасении». Иисус сказал: «Кто уверует и будет крещен, тот будет спасен, кто не уверует, будет осужден» Марк 16:16.

Сутра II:12

Результатом этих пяти клеш является запись в базу данных кармы, что является причиной страдания в этой и последующих жизнях.

Когда срабатывает самскара, она формирует васану – желание, психодинамическую силу, которая создает грех – скрытую потенцию кармы. Грех вызывает страдание. Например, обида формирует месть, местью человек причиняет вред другому живущему существу, в базе данных производится запись греха. Преступление влечет за собой наказание.

В базе данных записывается каждая ваша мысль, каждое слово, каждый поступок. Вьяса сравнивает записи грехов с узлами рыболовной сети. Грех создает кармический узел. Переживанием страдания вы его развяжете.

В Библии дан образ древа познания зла. Запретный плод – что нельзя делать с точки зрения духовной морали (принципы Ямы), змей – васана соблазна, которая формируется из пяти клеш. Существует космический моральный Закон – Дхарма. Нарушение его есть грех.

Большинство людей не видят связи преступления и наказания вследствии своего низкого духовного уровня и вследствии того, что проходит определенное время между совершением преступления и возмездием за грех. «Ибо, как не сразу свёртывается молоко, так содеянное злое дело не сразу приносит плоды; тлея подобно огню, покрытому пеплом, оно следует за этим глупцом.» - Дхаммапада :71 Чем ниже уровень сознания, тем труднее увидеть эту связь. Это можно назвать самым страшным наказанием для человека, что он не получает сразу наказание и создается иллюзия безнаказанности. Когда человек совершенствуется до уровня саттвы, то этот период становится коротким и появляется возможность видеть наказания за свои грехи. Это и есть страх Божий, который сильнее земных страхов. Зато он позволяет сохранять чистоту души.

Какие бывают грехи можно почитать в Уголовном кодексе РФ. Наказания – смерти, болезни, утрата материальных ценностей, обман вас, агрессия против вас, эксплуатация вашего труда. Синоним кармы – работа. «В поте лица будешь добывать себе хлеб» - говорит Библия. Критерий греха – причинение вреда живущему существу, ограничение его свободы и замедление эволюции.

У каждого человека есть свой счет кармы. Грехи формируют отрицательный баланс, добродетели – положительный. Чем больше у вас положительный счет, тем на большую помощь Бога вы можете рассчитывать. Йоги могут получить доступ к информации о счете. Когда Иисус говорил: «Прощаются тебе грехи», он просто сообщал информацию по счету. Отработана карма за данное преступление.

Дополнительная литература:

Фильм «Матрица»

Влад Булгаков. Селестология 2006

Сутра II:13

В соответствии с базой данных кармы формируется новое рождение (тело), продолжительность и качество жизни.

Что посеешь, то и пожнешь, Как аукнется, так и откликнется, Ты приносил страдания другим, теперь будешь страдать сам, Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Все твои мысли, слова, поступки, совершенные  сегодня формируют твою будущую жизнь.

База данных записана в душе и путешествует от рождения к рождению, формируя новое тело. Место рождения и жизни также определены кармой. Имеется соответствие между учением о карме и астрологией, хиромантией. Расположение звезд и их влияние на жизнь соответствует записям кармы.

Дополнительная литература:

Тибетская книга мертвых.

Астрология. Учебник

Сутра II:14

Карма дает результат в виде удовольствия или страдания благодаря добродетели или пороку.

В соответствии со счетом кармы человек получает добро или зло. Главным удовольствием является Блаженство.

«Есть Божий суд, он ждет, он недоступен звону злата» - так сказал поэт о законе кармы. Ежедневно на наших глазах Бог творит правосудие в виде наказаний смерти и других страданий: порицания, лишения имущества, болезней, горя, обмана, эксплуатации и многих других.

Мишра сравнивает людей с животными, которых пригнали на убой и вкусно кормят, чтобы они не потеряли вес, но завтра их убьют. Животные наслаждаются чувственными удовольствиями, но завтра будут сильно страдать.

Этой сутре соответствует первая истина Будды: «Существуют страдания». В Дхаммападе почитайте главу О зле, О наказании, О старости, О глупцах. В Новом завете: «Если глаз соблазняет тебя, вырви его, если рука соблазняет, отруби руку». Соблазн провоцирует человека на совершение греха, грех вызывает в жизнь человека страдания.

Задание: составьте каталог страданий, пороков и добродетелей.

Сутра II:15

Для йога любое рождение считается патологией в связи с тем, что оно обусловлено самскарами и функционированием гун, что неизбежно приводит к страданиям.

«Любое рождение горестно» – говорил Будда. Ребенок плачет, когда рождается. Он чувствует, что родился для страданий.

Символ этой сутры – распятый человек, опутанный веревками и прибитый гвоздями. Человек каждый день распинает себя, совершая грехи, сокращая тем самым свою свободу.

Сансара – цикл воплощений есть патология, болезнь, зло.

Причина сансары в самскарах. Эти скрипты невежества, эгоизма, ненависти, страха, жажды приятного вызывают васаны – желания соблазна нарушить нравственный закон, что создает карму и неумолимо наказание в виде страданий и ограничения свободы.

Мокша, вечная жизнь – нирвана возможна. От этой патологии (сансары) можно излечиться. Светлое будущее – жизнь без страдания достижима с помощью религиозных методов.

Лечение – духовный путь к Истине. Познание истины делает данное рождение последним. «Познайте Истину и она освободит вас» - говорил Иисус.

Процесс распятия – гуна вритти виродха. Синоним слова гуна – веревка, гвоздь. Человек совершил грех и вокруг него образуется пусть хоть маленькая, но нить или гвоздик, прибивающий его к материи. Как паук, он постепенно запутывается в гунах. Зло существует лишь в той степени, сколько зла в вас в виде кармических узлов. Мир майи (Мары, Сатаны, Дьявола) основан на функционировании гун. Победив процесс образования гун человек достигает Просветления (Самадхи), Крещения Духом. Поэтому светлое будущее возможно.

Гуны обусловливают уровни сознания: тамас – тупость, свойственна феодально-авторитарному обществу, раджас – активность, преобладает в буржуазно-демократическом обществе, саттва – светлость, характеризует либеральное общество. Наша история еще не знает такого типа государственного устройства. Это общество будущего.

В Дхаммападе почитайте стихи 85, 60, 153,  238, 275 на тему этой сутры.

Сутра II:16

Будущих страданий можно избежать

Это главная цель всей человеческой жизни. Все люди то и делают, чтобы избежать страданий и проблем. И каждый решает эту проблему по-своему в зависимости от уровня сознания. Но в силу неведения ложное уклонение от страдания приносит в будущем еще большие страдания. Например, человек лжет, чтобы избежать репрессий или присвоить ценности, но тем самым он причиняет вред другому и создает в душе кармический узел.

Тамас решает проблему страдания жаждой власти. Цари, короли, князья, помещики, войны как средство решения проблем. Общество функционирует на основе насилия. Раджас – это жажда денег. Денежные отношения решают главные проблемы такого общества. Саттва – это жажда счастья. Добродетели решают проблемы общества с сознанием саттвы.

Этой сутре соответствует благородная истина Будды: «Существует прекращение страданий». Чтобы ликвидировать страдания, нужно ликвидировать их причины, то есть самскары. Количество страданий ограничено количеством грехов. Нет греха – нет страдания. Если больше не совершать грехов, а старые отработать страданием, то мы приходим к безгрешному состоянию, чистоте души. Вся духовная практика медитации направлена на то, чтобы стерилизовать самскары и уничтожить питательную среду для них – духовное невежество.

Таким образом, практика йога состоит из карма-йоги, главной целью которой является очищение души через переживание страданий от прошлых грехов и недопущение новых и раджа-йоги, главной целью которой является стерилизация самскар методами медитации, что прекратит появление новых грехов. Непривязанность (вайрагия) – главный смысл карма-йоги. Сосредоточение (самадхи) – главный смысл раджа-йоги.

Сутра II:17

Причиной грехов является подмена материей Духа.

Чтобы понять эту сутру, нужно знать как организовано управление в человеке.

Человек состоит из Духа (Пуруши) – вечной, неизменной нематериальной структуры и материальной личности, в которой можно выделить четыре тела: ментальное, астральное, энергетическое и физическое. Душа (читта) является руководящей и направляющей структурой и входит в состав личности. Состоит главным образом из ментального и астрального тел. В душе выделяют буддхи, ахамкару и манас. Схематично это похоже на управление в обществе. Дух – это король, просвещенный монарх. Душа – парламент, личность – народ.

При разном уровне сознания свой расклад сил. При тамасе власть короля (Духа) игнорируется. При раджасе она признается, но фактически блокирована. При саттве Дух учавствует в управлении обществом. Буддхи можно сравнить с Советом федераций, тот, кто принимает решения, ахамкара похож на комитеты думы, манас – на депутатские фракции. После наступления Просветления устанавливается полная власть короля (Духа). Король, парламент и народ (Дух-душа-личность) представляют единую тоталитарную структуру. Бердяев, кажется, говорил, что тоталитарным является только царство Божие.

Таким образом, когда нет света духовного знания человеком правит невежественная душа и ведет его по ложному пути в пучину страдания. Также и в обществе. Иисус говорил: «Слепой не может вести слепого». Будда говорил: «Слеп этот мир».

Сутра II:18

Пракрити (материя), имеющая свойство озарения, движения, инерции, состоящая из элементов и анализаторов существует для опыта и избавления.

Гуны: саттва(чистота, озарение), раджас(движение, страсть) и тамас(инерция, тупость) лежат в основе материи. Элементы – структурная основа материи. Анализаторы (органы чувств) – воспринимающие механизмы существования в материи. Опыт (осуществление деятельности) и освобождение – цель существования.

В этой сутре выражен основной вопрос философии: Дух первичен, материя вторична. Материя существует для Духа и происходит от него. Материя и Дух соотносятся как тело и одежда, водитель и автомобиль.

Приведу схему Творения. (Шри Юктешвар. Святая наука).

Сат-Чит-Ананда – имя Бога, святая Троица йогов.

Сат (Шат) – волевой аспект Бога, всемогущество, Чит – всезнание, Ананда – Блаженство, Кутастха чайтанья – всепроникающая любовь Божья, Майя – мир материи, Аум(Ом) – слово Божие, святой Дух, Кала – время, Дейша – пространство, Ану – первоэлементы материи, Читта – душа из буддхи, эго(ахамкары) и манаса, Каузальное (ментальное) тело. Его органы чувств – панчататтвы. Астральное тело и его органы чувств – танматры. Физическое тело и его органы чувств – индрии  и элементы: кшити-твердое состояние вещества, ап-жидкое, тэйджас-огненное, марут- газообразное и акаша – эфирное. Физическое вещество есть таблица Менделеева. Различные уровни материи отличаются частотой вибрации.

Чем глубже медитация, тем больше структур этой схемы задействовано. Постепенно путем медитации йог приобретает мастерство над элементами и становится способным к материализации – сотворения предметов и превращения одного вещества в другое (камни в золото, воду в вино и т.д.). Способность воскрешать умерших также происходит из этой схемы.

Сутра II:19

Грубое, тонкое, проявленное, непроявленное суть четыре состояния гун.

Эта сутра посвящена анализу категории материя на основе схемы творения философии Самхья. Посмотрим как Бог (Сат-Чит-Ананда) творит вселенную и человека. Человек есть копия вселенной и создан по образу и подобию Бога. Бог делится на 2 части: Пурушу(Дух) и пракрити (майю). Из идеи пракрити(непроявленное) образуется проявленное – Читта(душа) с ментальным телом и панчататтвами, его органами. Далее идет тонкое (астральное) тело с его органами чувств танматрами. Далее происходит дифференциация в физический мир с физическими элементами, энергиями, вакуумом, органами чувств и моторными органами. Современная наука: физика, химия, астрономия, физиология, анатомия довольно детально изучила физический мир.  К изучению тонкого мира наука только подходит. Йог же изучает строение мира из медитации. Этому были посвящены сутры 44-46 первой книги. Познав все элементы творения человек достигает Просветления. «Познай себя!» - гласит древний афоризм.Гуны – психокосмические силы составляют основу творения и разделяются на тамас- инерцию, тупость; раджас – активность, страсть и саттву – чистоту, светлость, праведность. В соответствии с гунами в человеке можно выделить три уровня сознания: саттва, раджас, тамас. По мере продвижения по лестнице духовной эволюции человек меняется от тамаса к саттва. Следует отметить, что с духовной эволюцией меняется устройство человека. То есть саттва и тамас отличаются физиологически. О гунах можно почитать в Бхагават-гите гл.14 (Три гуны материальной природы).

Сутра II:20

Зрящий есть само зрение, и хотя чист, видится запятнанным сквозь грязь души.

Сутра посвящена анализу категории Дух, Пуруше. Пуруша есть сам Бог, Сат-Чит-Ананда, вечный, бесконечный, всегда чистый, всезнающий, обладающий огромной силой. Но он скрыт нечистотой души подобно тому как облака закрывают солнце и погружают нас в темноту. Пурушу нельзя понять рациональным знанием, он за пределами познания умом. Но в результате духовной практики, очистив душу, человек начинает воспринимать Дух и контактировать с ним. Бог открывает свой лик, принося огромное счастье, свободу, высшее знание, огромные силы. «...человек может вступить во взаимоотношения со Всевышним и испытать наслаждение любви к Нему и блаженство Его любви» - из Бхагават-гиты гл.13. Почитайте Гиту главу 13, особенно стихи 13-18. «...тот, кто очистил свой ум и чувства путем духовной практики, может постоянно созерцать Его». Это источник вечного наслажденья.

Дополнительная литература:

Бхагават-гита глава13. Лекция Свами Вишнупада.

Сутра II:21

Пракрити и ее проявленная Вселенная существует только ради Пуруши.

Согласно философии Самхья Вселенная существует в уме Бога, а материя служит для освобождения Пуруши.

Сат-Чит-Ананда – этот програмный код существует внутри каждого человека. И каждый человек стремится к этому, но в силу неведения идет ложным путем. Так, Сат – волевой аспект, всемогущество. Каждый человек хочет власти над окружающими обстоятельствами, держать все под контролем. Чит – аспект знания. Каждый считает, что он знает правильно и стремится получить максимум информации об окружающих явлениях мира. Ананда – счастье. Все ищут счастья, приятного удовольствия и пытаются избежать страдания. В соответствии с гунами создаются разные модели поведения человека.

Но только духовный путь раскрывает этот код полностью и сам человек становится Сат-Чит-Ананда. Всемогущим, всезнающим, полным безграничного счастья. Когда человек достигает Нирваны Вселенная исчезает для него. Он становится чистым Духом, уходит за пределы материи и влияния гун.

Древний символ духовного пути, основанного на медитации есть крест. Вертикаль есть Дух (Пуруша), горизонталь – материя(пракрити).

Сутра II:22

Хотя эта Вселенная разрушается для тех, кто достиг избавления (Нирваны), она не разрушается для тех, кто не просветлен.

В духовной науке каждый должен сам, самостоятельно достичь духовных знаний путем собственной духовной практики. Приходится каждый раз как бы заново изобретать велосипед в отличии от рациональных знаний. Каждый индивидуально постигает истины Писаний и выбирается из тьмы неведения. Учеников на духовном пути можно сравнить со спортсменами на беговой дорожке. Каждый бежит по своей к финишу. Приходит сильнейший. Большую роль на духовном пути играют Учителя, достигшие Просветления, которые воспитывают учеников в правильном направлении подобно тренеру в спорте.

Достижение Самадхи (Просветления) можно назвать как достижение царства Божия (коммунизма) отдельно взятой личностью, что  чем-то напоминает покорение горных вершин или космоса.

Сутра II:23

Ложное отождествление Духа и души, подмена материей Духа, «не-Я» заменяет «Я».

Символ этой сутры – древо познания добра и зла из Библии.

Душа с ее самскарами неведения, ненависти, эгоизма, влечения к материальным объектам и страхами руководит личностью, игнорируя Пурушу (Дух). Человека можно сравнить с зараженным вирусами компьютер, где происходят процессы во вред хозяину. Также можно сравнить с управлением в обществе, когда в парламенте преобладают эктремистские фракции, которые ведут страну по ложному пути, причиняя ей вред и ввергая народ в страдания ради собственной выгоды.

Сутра II:24

Причиной этого ложного отождествления является авидия – духовное невежество.

Человек ассоциирует себя с телом, чувствами, умом. Он не знает духовных законов, не понимает закона кармы и реинкарнации, имеет смутные представления о смерти, любви и дружбе, даже не знает, что он находится в рабстве материи, что он распят и не ведает о предстоящих страданиях, не имеет информации по счету собственной кармы, не знает духовных удовольствий и свободы. Его сознание забито материальными проблемами и желаниями.

Как писал поэт Пушкин: «Там люди в кучах за оградой не дышат утренней прохладой, любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят, да просят денег да цепей».

Сутра II:25

Освобождение Духа состоит в устранении ложного отождествления его с душой, которое обусловлено авидией.

С этой сутры Патанжали начинает излагать теорию освобождения, практические шаги, путь к достижению счастья и свободы.

Устранение неведения означает устранение ложного отождествления, что приводит человека к освобождению от власти материи, к абсолютной свободе, Нирване. Когда появляется свет духовного знания у человека меняется система ценностей. Духовное становится главным, материальное играет вспомогательную роль. На духовном пути можно выделить ключевые точки. Это инициация(крещение духом святым) и Самадхи(Просветление). Между этими точками проходит стадия ученичества. После достижения Самадхи ученик становится святым Учителем. До инициации человек занимается самосовершенствованием себя в нравственном, физическом, эстетическом, интеллектуальном развитии. Учитель дает инициацию (крестит Духом) и следит за духовным развитием ученика.

Сутра II:26

Познание Истины через Интуицию есть средство устранения страдания (зла).

«Познайте Истину и она освободит вас» - говорил Иисус. Природа Духа есть Сат-Чит-Ананда. Самореализация есть выполнение этой программы, человек становится равным Духу(Пуруше) – всемогущим, всезнающим, бесконечно счастливым. К самореализации приводит медитация в течение длительного времени, а также кропотливая работа над собой.

Для прекращения страданий необходимо сжечь семена кармы – самскары, чтобы не смогла образовываться новая карма; также необходимо развязать все старые кармические узлы – стать безгрешным.

Сутра II:27

Просветление развивается через семь стадий.

В этой сутре в сжатой форме выражен весь духовный путь от инициации до Самадхи.

1.    Познание страдания. После инициации духовный путь ускоряется и ученик интенсивно списывает старые грехи, поэтому возникает много трудностей. Конечная цель – стать безгрешным.

2.    Устранение причин страдания. Система самовоспитания. Ученик следит, чтобы не создавать новые грехи, блокирует самскары ненависти, эгоизма, страха, влечения к материальным объектам, культивирует добродетели.

3.    Практика сосредоточения и медитации. Дает высокое счастье, ученик учится жить в энергиях царства Божия.

4.    Понимание средства познания. Организация своей жизни на духовной основе, служение людям.

Как видно из этих пунктов на духовном пути чередуются кнут и пряник.

Эти 4 пункта соответствуют Благородным истинам Будды. Следующие три пункта есть результаты из этих четырех.

5.    Прекращается власть читты (души). Душа стала чистой и в ней установился покой. Самскары не вызывают волнения, происходит остановка ума, что дает истинное сосредоточение.

6.    Гуны прекращают свое давление. Можно сказать словами поэта: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода, вас примет радостно у входа».

7.    Полная самореализация. Человек стал идентичен с Духом (Сат-Чит-Ананда). «Я и Отец – одно» - говорил Иисус.

 

Сутра II:28

Средства йоги, путем их длительной практики, разрушают загрязнения души и освобождают Дух.

Средства будут излагаться далее. Повторите сутры 2,3, 32-39 первой книги.

Сутра II:29

Восемь средств йоги.

Патанжали выделяет 8 средств йоги, первые пять считаются вспомогательными и три основных. Целью первых пяти является подготовить тела личности (физическое, астральное, ментальное) для божественных энергий, чтобы Дух мог работат в теле. Этой цели служит культура цивилизации, лучшие достижения ее. Всестороннее и гармоничное развитие личности, совершенствование нравственное, физическое, эстетическое, интеллектуальное выражено в первых пяти средствах. Интересно отметить, что для ученика духовное развитие идет сразу в высших ступенях. Предыдущие он прошел в прошлой жизни. Когда ученик готов, мастер появляется и инициирует. Поэтому целесообразнее рассмотреть сначала средства раджа-йоги (дхарану, дхьяну, самадхи), а затем карма-йоги(яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару). Пять первых ступеней можно уподобить учению в школе, три высших – учению в институте.

Сутра II:30

Отказ от причинения вреда, отказ от воровства, отказ от алчности, с правдивостью и воздержанием, - составляют Принципы (яма).

С этой сутры Патанжали излагает моральный кодекс йога, который включает в себя первые две ступени: яму и нияму и изложен в 30-45 сутрах второй книги.

Сутра предписывает ученику, что не нужно делать. Она формирует цензуру совести, нравственную культуру. Это есть соблюдение Божьего законодательства:

Права и свободы всех живущих созданий являются высшей ценностью, Все равны перед Законом и судом Бога, Незнание закона не освобождает от ответственности, Осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других живущих, Каждый имеет право на жизнь, Жилище каждого неприкосновенно, Право собственности охраняется законом и др. Лозунг йогов: «Пусть все живущие будут мирны и счастливы». В основе моральных принципов лежит непричинение вреда всем живущим в мыслях, словах, поступках.

На тему этой сутры написано много. Рекомендую прочесть статью «Этика йоги», главу «Моральной кодекс» книги «Современная йога», почитайте комментарии к этой сутре других авторов, почитайте Конституцию РФ, послания апостолов в Новом Завете.

Моральные принципы, когда они строго соблюдаются сводят совершение преступлений (грехов) к минимуму. В душе не образуются новые кармические узлы, а значит не будет и страданий – наказаний закона кармы.

Следует отметить, что моральные принципы тесно связаны с основной работой йога – медитацией и формируются на основе медитативной практики. Постепенно они становятся привычными. Тренировка добродетелей.

Сутра II:31

Эти священные принципы должны соблюдаться независимо от времени, места, общественного положения или обстоятельств.

Все равны перед законом независимо от должности, богатства, места проживания. Обстоятельства не снимают вины (бес попутал, был пьян-не помню). Незнание закона кармы не снимает ответственности. Время не зависит – ответственность не снимается за давностью преступления или в связи с возрастом. Все люди должны соблюдать заповеди.

Сутра II:32

Шауча, сантоша, тапас, свадхиайя, ишварапранидхана составляют нияму.

Нияма по-русски будет благочестие, что есть истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, соблюдение предписаний религии, убежденность. Противоположность – безверие, аморальность, безыдейность.

Шауча – внешняя и внутренняя чистота. Внешняя – поддержание в чистоте тела, одежды, окружающей среды.

Внутренняя – чистота помыслов и речи. Вспомните сутру II:27 пункт 2. Блокирование самскар ненависти, алчности, страха, жажды материальных объектов, что предохраняет от совершения грехов. Иисус говорил: «Не важно что входит, а важно, что выходит». То есть человек может есть что угодно. А выходит из человека часто всякая нечисть: хамство, оскорбления, грубость, сплетни, вандализм, цинизм, загрязнение среды. Современный человек оставляет после себя пустыню. Считаю, что через рот человек творит 85% грехов, своей неконтролируемой речью. Будда даже выделил отдельным пунктом своей доктрины «Правильная речь».

Сантоша – довольство малым, удовлетворенность, смирение. «Блаженны нищие духом» - сказано в Новом завете. Смирение основано на понимании, что в мире существует справедливость благодаря закону кармы. Контроль над алчностью, жаждой материальных объектов. На первом плане идут духовные потребности в познании истины, эстетическом наслаждении, служении людям, а личное благополучие играет второстепенную роль.

Тапас – самовоспитание, самодисциплина. Тапас есть движение навстречу своему идеалу. См. Сутру 1 этой книги. Выражается в карма-йоге. Контроль за своим поведением, воспитание добродетелей, работа без привязанности к результатам труда, умение жертвовать малым во имя большего. Ягья – жертвенность играет большую роль на духовном пути. Существует трактат «Стратагемы». Так вот 11 стратагема говорит о жертвенности материальным во имя духовного. Воспитание выносливости, терпения обязательно входит в тапас. «Как закалялась сталь» - была такая книга.

Свадхиайя – изучение литературы, духовное образование и самообразование. Работа с первоисточниками, текстами Писаний. Изучение трудов великих мыслителей, философов, йогов, житий святых, писателей, поэтов. Йог это прежде всего риши – мудрец, философ, психолог. Необходимы навыки глубокого философского размышления. «Любите книгу – источник знаний», «Учитесь и читайте, читайте книги серьезные, жизнь сделает остальное», «Всему лучшему во мне я обязан книгам» - вот мудрые афоризмы на тему свадхиайи.

Ишварапранидхана – подчинение себя Богу, ориентация всей жизни на стремлении к Нему. В результате вы должны стать сыном Божьим. Этот процесс основан на Брахмачарья ямы. Путь того, кто очарован Брахмой. Самое главное – это видеть Ом, работать с ним, когда Бог откроет Вам свой лик. Ишварапранидхана приобретает большую актуальность после инициации (крещения).

Молитвы йога:

О Высший Свет, просвети мой ум той мудростью, которой обладают просвещенные, святые, адепты, освобожденные и йоги.

Вечное блаженство, да будет Твой свет всюду и всегда. О, Дух на небе, о Дух в цветах, научи меня искать Тебя в Твоем храме Природы, в храме ума и в храме великих душ: - объедини наши сердца в едином сердце. Мы являемся Твоими детьми. Сними разделяющие нас стены, которые воздвигнуты кастами, расами и народами, чтобы солнце Твоего существа смогло бы сиять внутри нас в совершенстве Твоего могущества.

О, Дух, аромат цветов, аромат умов, яви нам, что Ты пребываешь на алтаре природы и в наших душах. Научи нас поклоняться Тебе посредством всех наших желаний, посредством всех наших дел, ибо Ты являешься единственной Реальностью. Без Тебя ничто не сможет существовать.О, Свет светов, о Нектар нектаров, о Радость всех радостей, наполни нас наружно и внутренне: - рассей тьму и несогласие в наших телах, умах, душах.

Отец наш Небесный, возвысь наше сознание от влияния органов чувств и материи до внутреннего небесного блаженства. Сделай наше сверхсознание господствующим, чтобы мы могли всегда жить в вечном блаженстве.

Ты, Господи, -- Щит предо мною, Слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Гласом моим взываю ко Господу -- и Он слышит меня со Святой Горы Своей;

ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

 

О, Дух, великие святые всех религий, величайший учитель Бабаджи, великий Учитель Лахири

Махасайя, Учитель Свами Шри Юктешвар и Свами Йогананда, Учитель Гуру, я преклоняюсь

перед всеми вами. Да проявятся ваша любовь и ваша мудрость через меня. Освободите мой

духовный путь от всех затруднений и препроводите меня на берега вечного блаженства и

мудрости. Отец мой Небесный, да воссияет Твоя Любовь над святилищем моей души, чтобы я смог пробуждать Твою Любовь во всех сердцах.

 

В целом благочестие формирует идейное мировоззрение йога, систему убеждений, создает духовный характер и закаляет его.

Психологический словарик:

Мировоззрение – система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности и определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. «Йога-сутра» дает духовное мировоззрение.

Убежденность – глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек – это цельный и целеустремленный человек, способный отстаивать свои взгляды и свои дела, готовый на жертвы во имя исполнения долга. Такие люди вызывают у окружающих уважение и восхищение, именно такие люди являются двигателями общественного прогресса. «Йога-сутра» ставит своей целью дать людям такие убеждения. На протяжении всей истории на основе сутр святые учителя готовили святых учеников.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность и который определяет план самовоспитания. В йоге много идеалов. Это духовные учителя, ученики, это проявление Ом в природе и людях, это цели йога: самадхи, нирвана, свобода, счастье, любовь, дружба, братство. Идеал несет в себе элементы совершенства. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, восторга и восхищенья, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу. Идеал выступает как план жизни. Восхищение идеальным порождает огромную энергию (энтузиазм) для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал зовет идти вперед, он содержит программу работы над собой. «Будьте совершенны как Отец ваш небесный» - говорил Иисус. Повторите также сутру 20 первой книги. Именно она содержит алгоритм успешного продвижения на духовном пути.

Дополнительная литература:

Свами Рама. Жизнь среди гималайских йогов. М. 1996

Эта замечательная книга вам даст примеры классического йоговского воспитания.

Йогананда Чему нас может научить Индия.

Статья рассматривает проблему выбора учителя.

Псалтырь – учит общаться с Богом.

Сутра II:33

Для преодоления греховных помыслов следует культивировать добродетели.

Витарки – дурные помыслы, основанные на клешах: ненависти, алчности, страхе, соблазне следует блокировать, изменить, заместить, сублимировать. Это задача всех религий, идеологий. Почитайте послания апостолов из Библии. Изменить гнев на милость, воровство на бескорыстие, ложь на честность, эгоизм на щедрость, страх на смелость – задача не из легких. Требует длительного периода воспитания и духовной практики. Йог контролирует свои мысли, слова, поступки, изменяя вредные побуждения на добродетели. Это ежедневное правило поведения. Примерный список добродетелей, которые необходимо развивать/взращивать/ ученику. В первую очередь – это ответственность за свои слова, поступки, обещания; чувство собственного достоинства, рассудительность, благочестие, милосердие, трудолюбие, терпение, терпимость, настойчивость, аккуратность, решительность, гибкость/приспособляемость/, правдивость/честность, искренность/, щедрость, простота, смирение, бесстрашие/смелость/, неутомимость, благородство, уважительность, общительность /сотрудничество/, скромность, дисциплинированность.

"Если кто-то окружил тебя шипами, осыпь его цветами. Он наколется на шипы, а ты будешь иметь дело с цветами" – совет йогов. Делай добро в ответ на зло – говорит Библия./Рим.12:20/

Сутра II:34

Грех (преступление) является грехом, когда выполнен непосредственно тобой, или когда ты способствовал совершению преступления или когда одобрил, не осудил преступление; также будь совершение преступления в гневе, страсти, опьянении или при слепом подражании  и будь оно слабое, умеренное или сильное, были свидетели или нет, раскрыто или не раскрыто – все это грех и он обязательно влечет за собой наказание в виде страдания по закону кармы.

От закона кармы еще никто не уходил. Человек становится рабом греха  и вовлекает себя в страдания. Естественно, что за преступления небольшой тяжести наказание меньше, чем за тяжкие, также за умышленные деяния более жесткое наказание, чем за неосторожные. Ты причинил страдания другим, теперь будешь страдать сам.

Дополнительным наказанием за грех кроме страдания является еще разрушение мудрости, то есть неведение еще более усиливается, человек становится еще глупее духовно, что замедляет эволюцию человека.

Закон кармы действует математически. Это можно сравнить с работой на компьютере. Машине все равно, кто вы, бомж или президент, главное, чтобы вы правильно работали, имели компьютерную грамотность, иначе накопятся ошибки и машина будет давать сбои. Поэтому очень важно иметь духовную грамотность, как правильно вести, чтобы не делать моральных ошибок. Это хорошо понимали все основатели религий, духовные учителя

   Мне отмщение, аз воздам

Следующие 10 сутр являются динамическими, то есть показывают динамику роста, развития человека в результате духовной практики. 5 сутр дают результаты ямы – повышение качества(опыта) жизни и далее 5 сутр дают результаты ниямы – пробуждение Кундалини, встречу с Духом.

Ямы по-русски означают жить честно: не лгать, не обманывать в мыслях, словах, делах; не воровать в мыслях, словах, делах; не убивать в мыслях, словах делах; оказывать помощь другим, контролировать влечения.

Устойчивая практика честности меняет человека от тамаса к раджасу и саттве. Лучше, когда практика ям идет вместе с медитацией. Тогда результаты ощутимее.

Эти результаты лучше видны на примере развития цивилизаций, смене общественно-экономических формаций. Гуне тамас соответствует феодально-авторитарная формация, которая была в Средние века (кали-юга, железный век). Гуне раджас соответствует буржуазно-демократическая формация, которая наступает сейчас (бронзовый век, двапара-юга). Гуне саттва соответствует либеральная формация, которая наступит через 2 тыс. лет (трета-юга, серебряный век). Посмотрите, как изменилась наша жизнь по-сравнению со средневековьем. Меняется государственное устройство, средства связи и передвижения, используемая энергия, спорт вместо войн, уровень свободы и т.д. Приведу пример. Жил в России крепостной крестьянин в 18 веке, участвовал в восстании Пугачева. После подавления преследуемый бежал на Север, где стал старообрядцем-раскольником. То есть стал практиковать заповеди. Сейчас он живет в Швейцарии и пользуется благами современной цивилизации.

Там, где есть динамика всегда работают законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Сутра II:35

Следствием прочно установленной ахимсы в душе является прекращение враждебности в отношении данной личности.

Ахимса – непричинение вреда всем живым существам. Доброжелательность, дружественность ко всем живущим.

Когда отработаете карму вашей агрессии в прошлом, когда самскары ненависти будут уничтожены, то ничто не сможет причинить вам вред. Вы будете обладать вечным иммунитетом неприкосновенности. Йоги порой живут в соседстве с тиграми, медведями, змеями, пчелами, скорпионами, бандитами.

Химса – агрессия бывает физическая – через тело и оружие: убийства, побои, раны. Вокальная – посредством речи и письменного слова: статьи, разговоры-осуждения, порицания, разоблачения, передачи СМИ, PR. Ментальная – посредством вибраций ненависти в мыслях и чувствах.

Результат этой сутры также хорошо виден на общественном уровне. Демократия как форма государственного устройства более мягкая чем авторитарный режим. Войны, смертная казнь уходят в историю. Вместо войн люди занимаются спортом. Утверждается демократичный метод управления в трудовом(учебном) коллективе, семье. Растет уровень свободы и творчества.

Сутра II:36

Следствием прочно установленной сатьи является высокая эффективность слов и действий.

«Правдивостью достигается сила слов», «Когда достигнуто совершенство в правдивости по отношению ко всем существам, тогда эффект от слов и действий становится очевиден немедленно» - другие переводы.

Происходит быстрое исполнение желаний, немедленный эффект слов йога. Впрочем, не только слов, но и мыслей.

Сатья – правдивость в мысли, словах, делах. Искренность, честность. Жить не по лжи, без лицемерия.

Посмотрите, какая эффективность была у Иисуса – слепые прозревают, калеки ходят. Скажи горе сей: «Ввергнись в море!» и она съедет. Вспомните русские сказки, они приводят факты на эту тему. По-щучьему веленью, по моему хотенью.

На этом же основано применение мантр, лечение заговорами. Но не только у развитых йогов работает эта сутра. Посмотрите вокруг. Когда общество живет правдиво, без лицемерия, то достигается высокая эффективность труда и, наоборот, когда царствует ложь, обман, то расцветает бюрократия, которая убивает любые благие начинания. Приводит к застою, провалу, очень низкой эффективности мероприятий, дел.

Лечение заговорами до недавнего времени было широко распространено на моей родине, а мантры для исполнения желания применяют и поныне.

Дополнительная литература:

Елеонская Е.К. К изучению заговора и колдовства в России. М. 1917

Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.1988

Сутра II:37

Следствием прочно установленной астеи все богатства(блага) мира приходят.

Астея – неворовство. Не воруй, не бери чужого, живи честно, тогда весь мир станет твоей собственностью.

В Новом завете: «Не заботьтесь, что вам есть и что пить, Бог знает твои заботы».

В русских сказках это скатерть-самобранка.

На общественном уровне. Рыночная экономика дает изобилие товаров. Сравните полки магазинов сейчас и 20 лет назад.

Сутра II:38

Следствием прочно установленной брахмачарьи приобретается огромная энергия.

Брахмачарья – половая сдержанность, целомудрие.

Вирья – энергия, энтузиазм. Творческая энергия оджас, которая дает много психических сил. Оджас идентичен Брахману, Ом. Все открытия, изобретения, творения человеческого гения связаны с этой энергией, энергией созидания.

В русских сказках это былинные богатыри.

Сутра II:39

Следствием прочно установленной апариграхе является знание духовных законов.

Апариграха – неалчность, бескорыстие. Воздержание от получения незаслуженных наград, подарков, взяток, халявы, по-русски, что дает независимость от других.  Бесплатный сыр бывает в мышеловке. Воздержание от излишних накоплений. Делиться с другими, способствовать общему развитию, особенно в сфере культуры, науки, образования, воспитания. Все мы живем на одном корабле и так или иначе связаны. Нарушение этого правила приводит к дисбалансу, общему ухудшению жизни.

Для человека становятся очевидны причинно-следственные отношения закона кармы и инкарнации, он видит как работают эти законы в жизни. Он знает какие поступки в жизни к чему приводят.  

В этих пяти сутрах мы рассмотрели результаты праведности. Праведность составляет этическую основу подлинной культуры нации.

Следующие пять сутр посвящены результатам ниямы – благочестия. Цель ниямы – подготовить организм, душу к пробуждению Кундалини, восприятию Блаженства, Духа. Ниямы составляют основу любой религии, религиозного воспитания и чаще всего выполняются под руководством Учителя. Одно дело – знать путь, другое – пройти его и третье – научить других на основе своего опыта.

Сутра II:40

Чистота души устраняет похоть

Шауча – чистота души. Блаженны чистые сердцем. Блаженство замещает похоть.

Удовольствие Блаженства намного превосходит сексуальные удовольствия.

Чистота души обусловлена сжиганием самскар ненависти, эгоизма, жажды чувственных (материальных) объектов, страха, что достигается праведным поведением совместно с медитацией.

Сутра 41

Чистота саттвы приносит безмятежность ума, способность его к концентрации, контроль над чувствами и готовность к соединению с Духом.

Если в предыдущей сутре было внешнее проявление чистоты, то эта дает внутренние качества: мягкость характера, доброту; умиротворение, благородство, кротость, радость, бодрость и другие добродетели саттвы (см сутру 33). Соединение с Духом есть пробуждение Кундалини – «узрят Бога» - сказано в Новом завете. О саттве читайте в Бхагават-гите гл. 14.

Сутра 42

В результате смирения достигается Блаженство.

В довольстве малым величайшее счастье. Сантоша – удовлетворенность, смирение. «Блаженны нищие духом» - говорил Иисус. На эту тему много написано в религиозной литературе. Читайте жития святых, опыт йогов. Смирение – отказ от борьбы за материальные ценности. Смирение является составной частью карма-йоги. Это образ жизни, когда списываешь свои старые грехи, не создаешь новые. Йог знает, что существует справедливость кармы и что духовные удовольствия Блаженства намного превосходят удовольствия от материального потребления.

Сутра II:43

Тапас уничтожает нечистоту, пробуждает физические и психические силы.

О тапасе кратко было сказано в 1 сутре этой книги. Буквально, самообуздание, самодисциплина. На русский чаще переводится словом аскетизм. Это древняя система йоговского воспитания. Путь отречения, воспитание непривязанности. Она присутствует во всех религиях (входит в воспитание монахов), философии киников Древней Греции, спартанском воспитании, использовала ее и коммунистическая идеология, используется в армейском воспитании, подготовке космонавтов, в скаутском движении, системе Порфирия Иванова  и т.д. Следует отметить, что война ставит человека в условия тапаса. На войне человек теряет связь со своей собственностью, оторван от семьи, может в любое время потерять жизнь,  приглушаются самскары эгоизма, страха, жажды материальных объектов.

В тапас входят такие качества как простота, скромность, человечность, дисциплинированность, готовность жертвовать малым во имя высшего, огромное трудолюбие, настойчивость в достижении целей, решительность, единство слова и дела, готовность придти на помощь. Тапас дает способость преодолевать трудности духовного пути, дает романтику жизни, одухотворенность, чувство свободы, уверенность в будущем.

В Бхагават-гите тапас описан  в главе XVII:14-17, 23-27; XVIII:3, 5, 42, 51; XVI:1-3.

В общей психологии тапас описывается в главах: волевые свойства личности, воля в структуре характера, воспитание характера, взаимосвязь способностей с другими свойствами личности.

Дополнительная литература:

Диоген Лаэртский О жизни, учении и изречениях древних философов. М. 1979

Общая психология под ред. Богословского В.В. М.1981

Бхагават-гита

Сутра II:44

Свадхиайя приводит в контакт с божеством.

Свадхиайя – изучение литературы. Работа с первоисточниками. Ставит целью познание абсолютной истины. Об этом уже говорилось в 1 и 32 сутре данной книги. Свадхиайя используется во всех религиях, широко использовалась в коммунистической идеологии, с той лишь разницей, что духовная литература была запрещена, а идеологическая философия подвергалась резкой критике, хотя труды Платона, Канта, Гегеля, Декарта были в библиотеках. Свадхиайя была развита в Древней Греции, что дало развитие многочисленных школ философии. В Древней Индии она также была нормой жизни, что создало шесть систем индийской философии. В наступающей эре Водолея свадхиайя будет играть важную роль в духовном становлении личности.

Результатом работы с литературой является получение Ишта-девата – божественного объекта медитации. Этот процесс называется еще джнана-йогой.

Мой опыт свадхиайи. Можно сказать, что я занимаюсь ею с того момента, как научился читать. И ощутил результаты в полной мере. Так что сутра прекрасно работает в наши дни.

В дополнение к этой сутре хочу описать процесс, который можно назвать свадхиайя-плюс. Это процесс передачи духовного знания, истины святым учителем, достигшим самореализации людям, главным образом, своим ученикам.

Результат тот же – Бог щедро вознаграждает за работу, дает союз с божеством и в конце концов происходит слияние с самим Богом – Нирвана.

Не останутся без награды и те энтузиасты, которые способствуют распространению духовных знаний: издают и распространяют книги духовно-философской тематики, организуют центры, вносят свой вклад в духовное просвещенье.

Сутра II:45

Преданностью Ишваре достигается способность к сосредоточению.

Ишварапранидхана – довольно тонкий процесс. Подобно тому, как медитация легче выполняется на конкретный объект (человека), через которого проявляется Ом, так и преданность Богу легче выполняется по отношению к святому учителю. Это хорошо видно на примере Гиты и Нового завета. Что такое преданное служенье? У каждого человека есть круг близких: жена, родители, дети, родители супруги и т.д. Между ними формируются близкие родственные отношения. Точно также в духовном мире. Вокруг божественного учителя формируется духовное окружение людей – церковь, сангха, связанных близкими, родственными отношениями,  основанными на любви и дружбе. Духовная семья. Ближайшие ученики составляют чертог брачный – ядро общины. Процесс ишварапранидханы выше медитации и дает очень быстрые духовные результаты. Вот почему во все времена была необходимость людей, достигших высоких религиозных результатов. Когда таких святых людей нет, религии приходят в упадок и становятся догмами.

«Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к Будде... Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к Дхамме. ... Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к Сангхе.» - Дхаммапада 296-298.

Сутра тесно связано с 20 сутрой первой книги, которая раскрывает алгоритм духовной работы: шраддха – доверие учителю, вирья – энтузиазм на основе этой веры, смрити – организация своей духовной работы на основе первых двух, самадхи – практика концентрации и медитации на основе предыдущих трех, праджна – достижение духовных результатов на основе этой духовной практики.

И еще важный момент. Как узнать истинного учителя? Ведь он порой и внешне и по поведению ничем не отличается от других людей. Я уже приводил сравнение отношения муравья и солнца как человека и Бога. Муравей не может опознать солнце своим мышлением, он может только ощущать солнце через свет и тепло. Точно также человек может только ощущать Бога через свет знания (интуицию) и ощущение Блаженства. Что и происходит с учениками. «Ели и насытились, потому идут за мной» - говорил Иисус.

Практика Ямы и Ниямы заложили фундамент безупречного поведения, преградив путь разрушительным тенденциям. Теперь начинается обустройство внутренней сути, подъем сознания по чакрам и пробуждение Кундалини. Это практикуется в ступенях йоги асана, пранаяма, пратьяхара. Следует сказать, что здесь выделяются два подхода в практике этих ступеней: восточный и западный. Они различаются по форме, но суть у них одна, один базис (практика ямы, ниямы) и одинаковый результат – пробуждение Кундалини, Блаженство. Восточный связан с хатха-йогой и дыхательными упражнениями. Западный – без них или они, хотя и используются, но не  играют большой роли. Западный подход – это практика мудрецов Древней Греции (Пифагор, Сократ, Платон и др.), первых христиан и западных святых, в том числе русских. Возможно, что и риши – мудрецы Древней Индии использовали этот подход. Мой подход  к практике западный.

Сутра II:46

Физические упражнения, приносящие радость есть асаны.

Это система физического воспитания, основанная на физической культуре и спорте с использованием элементов закаливания. Также сюда входит физический труд. Ведь он тоже основан на физических упражнениях. Многие наши святые жили в те времена, когда спорт не был развит.

Эта система была развита в Древней Греции, активно сейчас развивается в нашей культуре. Мудрецов Греции не зря называли гимнософистами. В здоровом теле – здоровый дух. Тело – это храм для Духа. Оно должно быть хорошо развито.

Выбирайте любой вид спорта, какой по душе, активно занимайтесь физкультурой. Можно сказать, что йога и физкультура не разделимы. Плавание, бег, гимнастика (в том числе атлетическая и хатха-йога), борьба (в том числе восточные единоборства), игровые виды – все это приносит результат, если у вас заложен фундамент ямы и ниямы. Параллельно необходимо вести закаливание организма: загорания, купания, обливания, парилка и другие методы. Не помешает здесь и практика голоданий и различных диет.

Дополнительная литература:

Книги и журналы по психологии спорта, теории и практике физической культуры, журнал «Физкультура и спорт».

 

Сутра II:47

Упражнения вызывают гармоничное развитие тела и пробуждают Дух.

Эти занятия повышают энергетику тела, способствуют сосредоточению ума.

Сутра II:48

Из этого следует устойчивость  к факторам внешней среды как физическим так и психологическим.

Эта тема активно используется в западных боевиках, создавая образ супергероя, способного на все.

Сутры II:49 – 51

Пранаямы

Эти сутры являются сакральными и они зашифрованы подобно загадкам (катренам) Нострадамуса. Здесь идет речь о работе внутренней энергии Кундалини. Все предыдущие ступени были направлены на то, чтобы это заработало. Пранаямы составляют основу работы йога. На этой работе строится медитация и сосредоточение. Систему Патанжали можно сравнить со строительством 8-этажного дома. Нельзя построить следующий этаж, не построив предыдущий.

Пранаямы составляют также базис любой живой религии. Это и даосская йога (алхимия), и эзотерическое христианство (таинства церкви). В Новом завете это отражено в беседе Иисуса с самарянкой. Термин евхаристия буквально означает дары Духа. «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» Ин. 7:38

Пранаяму можно сравнить с пробуждением атомного мини-реактора внутри вас. Постепенно этот реактор дает бессмертие, вечную жизнь.

Практику пранаям обычно дает святой учитель, когда ученик готов. «Никто не может прийти ко Мне, если его не призовет Отец» Ин.6:44,65 Также пранаямы должны практиковать хорошо подготовленные ученики, иначе будет плохо. «Никто не наливает молодое вино в меха старые, иначе вино прорвет мехи и оно выльется» Лука 5:36-38

Задание: напишите реферат на тему: «7 таинств церкви».

Литература:

Лапин А.Э. Даосская йога. В сборнике «Методология йоги ч.2 1992» под редакцией Антонова В.В.

Даосская алхимия. «Наука и религия» 2_1992 с.50

Йогананда П. Крийя-йога части 1 и 2. Лекции.

Шивананда С. Наука пранаямы 2000

Рамачарака Наука о дыхании индийских йогов

Сутра II:52

Тогда покров, закрывающий свет, исчезает.

Пранаямы очищают душу и Пуруша начинает сиять. См. сутру 2 первой книги, сутру 20, 28 второй книги.

Сутра II:53

И ум становится способным к вниманию

Становится доступной практика концентрации, медитации, сосредоточения, описанная в третьей книге. И, соответственно, результаты этой практики.

Сутра II:54

Пратьяхара – такой механизм ума, когда энергия чувств отнимается от объекта восприятия и сублимируется в тождество его сущности с душой.

Здесь идет речь о правильном управлении материальными объектами. Отношение на уровне души, а не чувств. Это главное качество саттвы. Выполнена вайрагия – непривязанность, описанная в сутрах 12, 15 первой книги.

Эта сутра является результирующей предыдущих ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы. Достигается цель этих ступеней – воспитание человека с сознанием саттва (праведника). Следующие три ступени на основе саттвы с помощью методов сосредоточения сделают из человека бога.

Материальные объекты: люди, вещи, продукты, инструменты, объекты недвижимости, средства транспорта, деньги, земля, вода, воздух, полезные ископаемые, животный и растительный мир и т.д. Душа в состоянии саттвы воспринимает сущности вещей, то есть главное в них. Человек-хозяин создает гармонию вокруг себя. Когда в обществе преобладает саттва, то это дает высокое развитие цивилизации. Ведь саттва щедро наделена талантами. «Страна не дураков, а гениев» - пел поэт. «Дар дхаммы превосходит всякий дар; сладость дхаммы превосходит всякую сладость; радость дхаммы превосходит всякую радость; уничтожение желаний побеждает любую печаль.» - стих 354 Дхаммапады.

Вайрагию (непривязанность, беспристрастность) не следует путать с халатностью раба, крепостного, бомжа, характерную для тамаса. Люди саттва могут быть богаты. Просто у них другое отношение к вещам и людям. Это люди не потребители, а созидатели, творцы.

Сутра II:55

Затем следует полное подчинение чувств.

Сутра основана на 16 сутре первой книги и главе 18 Бхагават-гиты. Дальнейшее развитие беспристрастности к объектам. Дальнейшее развитие политики отречения, которую практикуют йоги. Чем выше поднимаешься по духовному пути, тем меньше материальных объектов тебе нужно. Материальные потребности, ценности заменяются на духовные. Идет постепенный отказ от объектов чувств. Когда Сократ шел по рынку, он говорил: «Как много всего, а мне ничего не нужно». Человека можно сравнить с осьминогом, который вытягивает щупальца-чувства в сторону объектов. У йога происходит втягивание их и поворот внутрь. Для йога главные объекты внутри себя.

В Новом завете на тему этой сутры: «кто выпьет воды, которую Я дам ему, ни в коем случае не будет жаждать вовек;» Ин.4:14 То есть, кто практикует Блаженство, у того постепенно угасают материальные потребности. В Гите хороший стих 5:21 «Такого освобожденного человека не влечет к материальным чувственным удовольствиям. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом, самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем». В книге Свами Рамы см. главу «Наполовину здесь, наполовину там»(стр. 257). «Пребывая в возвышенном экстатическом состоянии, он обычно не замечал многих мирских вещей, ...Большую часть жизни он пребывал где-то «там» в непреходящем состоянии блаженства и лишь очень малую часть времени бывал «здесь», осознавая этот земной мир» - так пишет Свами Рама о своем учителе. На тему этой сутры йоги практикуют ретрит – жизнь в уединении. Сюда входит и моуна – молчание. Например, Свами Рама провел 11 месяцев в темной пещере в полной изоляции от мира – глава «Трансформация в пещере» стр 305.

Заключение по II книге

Духовный путь, изложенный в «Йога-сутре» по сути дела представляет из себя компьютерную игру. Йог проходит стадию за стадией. Главный итог – достижение Самадхи. То, что духовный путь аналогичен компьютерной игре говорят многочисленные мифы народов мира, сказки, в том числе русские, например, «О царевне-лягушке». Об этом говорил апостол Павел (2Тим.4:8, 1Кор.9:25, Евр.10:35). Он говорил: «Я бегу», то есть прохожу этапы, стадии, финиш же – венец праведности, то есть Самадхи (Просветление). Хорошо сказано в Откровении Иоанна (2:7,17, 26, 28; 3:5, 12, 21). «Тому, кто побеждает, дам есть от древа жизни, которое в раю Божьем...дам сесть со Мной на престоле, как и Я победил и сел с Моим Отцом на Его престоле». Игра начинается, когда ты начинаешь идти целенаправленно, то есть знаешь цели и задачи, средства, понимаешь общую логику игры, видишь первые достигнутые результаты.

Хорошо дополняют «Йога-сутру» русские пословицы, поговорки, идиомы. Еще хочу сказать о роли санскритских терминов в современном духовном возрождении. Они играют такую же роль как латинские в медицине и биологии.

Вторая книга Патанжали называется Садхана – духовная практика, живая религия. Она дает ответы на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Одной из главных целей духовного пути является прекращение страданий. Патанжали раскрывает нам причину страданий – клеши или группы самскар, которые необходимо стерилизовать, чтобы они не давали всходов, роста. Пока вы этого не сделаете, вы не добьетесь цели. Самскары формируют васаны – желания, соблазны, которые втягивают человека в совершение греха-преступления против Дхармы – универсального нравственного закона, за что следует возмездие, наказание в виде страданий. Желания являются базисом существования человека в сансаре – цикле воплощений. Искоренив самскары, вы разрываете цикл рождений, в итоге получаете  бессмертие, вечную жизнь. Главной самскарой является неведение-авидия, которая является питательной почвой для других самскар. Поэтому, главная задача йога – преодолеть духовное невежество путем развития интуитивного понимания, которое уничтожает авидию.  Далее Патанжали излагает путь из восьми ступеней для достижения интуитивного понимания и прекращения страданий, достижения Блаженства за счет работы Духа-Пуруши. Во второй книге рассматриваются первые пять ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара. Ступени расположены так, что освоив в совершенстве одну ступень, вы поднимаетесь на вторую. Пройдя первые три, перед вами откроется пранаяма. Пранаяма есть дыхание Бога и эта ступень является основной, так как на основе ее строится практика концентрации и медитации. Пратьяхара следует из длительной практика пранаямы. Она есть результат всей предыдущей практики. Первые три ступени приведут вас к инициации, крещению Духом, встрече с учителем. Эти пять ступеней служат для развития тел: физического, энергетического, астрального, ментального. Всестороннее и гармоничное развитие личности, самосовершенствование, воспитание и самовоспитание. Это создает условия для функционирования Кундалини, силы, дающей ощущения Блаженства, счастья. Методы и идеи Патанжали представлены во всех Писаниях, религиях: Гите, Новом завете, Дхаммападе и т.д.

Домой home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news     культура

Хостинг от uCoz