В этом году я путешествовал по Абхазии на велосипеде. Выехал из Мезени в город Архангельск на уазике - "буханке" 31 августа. Велосипед был предварительно разобран и упакован в велочехол. 2 сентября сел на поезд до Адлера. 5 октября утром туда приехал, собрал велик и поехал в аэропорт встречать своего напарника Ивана. Он учился со мной в одной школе (Дорогорской) и на 2 года моложе. Тоже любит путешествовать. После обеда сразу поехали в горы на Красную поляну. Ночевали на 19 км у речки Мзымты. Я снимал на видео. Фотоаппарат в этом году не брал. На следующий день поднялись до цели, Эсто-Садок, где будет Олимпиада, но на канатной дороге не поехали, потому что ухудшилась погода. Стали спускаться и добрались до прошлой ночевки. На следующий день спустились до Адлера и поехали в Абхазию. Перешли границу, доехали до Гагры и там сняли комнату. На следующий день ездили в Пицунду. Посетили одну абхазскую семью, выпили хорошего вина. Потом на 3 дня ездили на озеро Рицу и Мзы. Поднялись на 2100 м. - 60 км вверх на велосипеде и 7 км пешком. Попали под дождь на рице и Мзы тоже. Ночевали в лесу под дождем. Выше нас в горах выпал в ту ночь снег. Потом спустились, это было 11 сентября. Потом поехали на 2 дня в Новый Афон. Там сняли комнату. Сходили в монастырь св. Пантелеймона и Симона Канаита. Иван простыл в горах и на следующий день со мной в пещеры не ходил. Я также поднялся на Иверскую гору к развалинам древней Анакопии. Хорошая там энергетика: в храме, пещерах и горе. Вернулись в Гагры. Съездили еще раз в Пицунду с посещением храма (где есть орган), сосновой рощи, покупались. Иван 15-го уехал, а я еще неделю прожил в Гаграх. Съездил со своими знакомыми из Питера на экскурсию на маршрутке в Сухум, где посетили обезьяний питомник и Ботанический сад. На следующий день ходили в абхазский ресторан - апацху. Потом и они уехали. Остался я один у хозяйки. Загорал, купался. Вода в море 25, воздух 28 в тени. В последний день был сильный шторм, никто не купался, вечером ходил на концерт знаменитого абхазского ансамбля танца-снял на видео. 20 сентября утром, преодолев 40 км приехал в Адлер, искупался, разобрал велик и сел в поезд. 23 сентября был в Архангельске. Затем опять на машине в Мезень.Всего снял 2 часовых кассеты. Потом сделаю фильм. Предлагаю вниманию читателей дневник похода моего компаньона Ивана Лочехина: "Идея совершения велопохода появилась после прочтения многочисленных отчетов в Интернете, напарником пригласил земляка, школьного товарища, опытного туриста Федора Сафонова День первый; 5-е сентября. Проблем с перевозкой велосипеда на самолете не возникло ,в Адлере жара 27 градусов, Федор встретил аэропорту, минут 30 ушло на сборку велосипеда .Сразу же решили ехать в Красную Поляну, предварительно съездив на железнодорожный вокзал за рюкзаком Федора. От аэропорта до ж/д вокзала около 3 –х км, на дороге бешенное движение автомобилей. На Красную Поляну идет отличное шоссе, после выезда из Адлера машин становится меньше. Время приближается к 7-ми вечера, стали искать место для установки палатки, поставили в 10 метрах от реки Мзымта, ночь теплая ,спальник не нужен, уснули под нескончаемый шум воды в реке.
День-2. Теплое утро. До Кр.Поляны еще около 30 км, немного ,но предстоит ощутимый набор высоты. Доехали до ущелья «пронеси господи», до недавнего времени машины шли над пропастью в опасной близости ,но со времени открытия тоннеля несколько лет назад, старую дорогу закрыли. У въезда в тоннель, длина которого около 2300метров,стоит будка охранника. Я хочу попросить его разрешить проехать старой живописной дорогой, но молодой охранник сладко спит и мы решили не будить его, а поехали там где нам надо. Старая дорога шириной метра 3-4 практически выдолблена в скале в начале 20 века, слева нависающая над головой скала, справа пропасть-там течет шумная Мзымта, адреналин волнами расходится по телу. Подъехали к Красной Поляне- очень красивый поселок ,основанный греками в 19-м веке, в настоящее время Мекка для любителей горнолыжного спорта. На олимпиаде 2014, все соревнования по видам спорта, связанными со снегом, должны будут проходить именно здесь, но проехав полностью через поселок ни одной стройплощадки не заметили. Доехали до поселка Эсто-Садок, там канатная дорога в горы, вершины закрыты тучами, да и внизу упало несколько капель, решили на канатке не ездить, немного отдохнув поехали обратно в сторону Адлера. При движении через тоннель чуть не оглохли от шума вентиляторов, подвешенных под сводом, не дающих застаиваться воздуху. Палатку поставили на вчерашнем месте, на берегу Мзымты. По реке проплыли несколько рафтов, мужчины мужественно боролись веслами с волнами, женщины визжали от избытка чувств.
День-3. Крутим педали в сторону Адлера, проехали мимо аэропорта, вскоре поворот налево в сторону Веселого, движение на дороге очень напряженное.Вот и Казачий рынок, далее река Псоу-граница, нам нужен пешеходный переход через границу, пробираясь сквозь дебри рынка не без труда находим переход. Сначала проходим таможню-это довольно быстро, вещи просто просвечиваются рентгеном, затем пограничный контроль, на это ушло больше часа-толпы народа выстроились в очереди к будкам пограничников, все это под палящим солнцем, предъявляем паспорт-данные вносятся в компьютер, далее мост через Псоу. На Абхазской стороне мы никому не интересны, надо только заплатить за страховку- из расчета 12 рублей за день пребывания. Ну вот и Абхазия, дорога до Гагры отличная, трафик не напряженный. Проезжаем первые поселки, везде разительный контраст с Сочи, дома старые, серые, давно не видевшие ремонта. Дорога приблизилась к морю, впереди поселок Холодная Речка. Искупались, вода чистейшая, отдыхающих очень мало. Въехали в Гагру, от Псоу проехали 25 км .Везде видим объявления о сдаче жилья, комнату сняли в центре города в 5-ти минутах от моря.
День 4. Поехали в Пицунду, одно из самых красивых мест Абхазии, от Гагры до нее около 25 км. На полпути остановились поснимать местные пейзажи, из двора рядом расположенного дома вышел хозяин, поинтересовался -кто такие, откуда, что здесь делаем, пригласил зайти отведать винограда. Зашли, хозяин –армянин Геворг Левонович вслед за виноградом поставил на стол графин с вином, начались тосты за мир в Абхазии, за дружбу между народами. За первым графином был извлечен второй…После двух часов пребывания в гостях продолжили дальше путь в Пицунду- хорошо, что велосипедистов не останавливают гаишники.
День 5. Поехали на озеро Рица. Первые 14 км. надо проехать по Сухумской дороге, затем поворот налево в сторону Бзыбского ущелья, в момент въезда в ущелье почувствовался ощутимый прохладный встречный ветер, дорога идет вдоль реки Бзыбь. Перед въездом в ущелье нас нагнал байкер, знакомимся - Алексей из Перми, на Рице уже был ,сейчас едет смотреть водопады на реке Гега. По пути постоянно останавливаемся для фото и видеосъемки, пейзажи кругом сказочные. Набор высоты пока не слишком чувствителен. Доехали до границы Рицинского национального парка. Здесь с нас «содрали» по 250р.за въезд на его территорию. Сразу за границей парка находится Голубое озеро, размером оно не больше 20 метров в диаметре, но глубиной около 300 метров. Километров через 5 добрались до места, где в Бзыбь впадает река Гега. В Бзыби вода мутная , в Геге -как стеклышко, так и идут два водных потока не перемешиваясь сотни метров. От этого места русло Бзыби уходит вправо, дорога на Рицу идет вдоль Геги. Продолжаем крутить педали, вот место где в Гегу впадает река Юпшара, которая вытекает непосредственно из Рицы, дорога идет вдоль нее. Вскоре замечаем что вода в реке пропала, оказывается за сотни лет промыто другое русло в толще камней, намного ниже того, что видно с дороги. Доезжаем до Юпшарских Ворот-две скалы вплотную подходят друг к другу, между ними всего несколько десятков метров. После Ворот начался резкий набор высоты, дорога пошла серпантином, одновременно начал идти дождь, сначала не сильный , но со временем все более усиливаясь. Дорога пошла настолько круто, что пришлось спешится. Добрались до смотровой площадки у местечка «прощай родина». В тридцатые годы ,когда строилась эта дорога по приказу Сталина, молодой рабочий-комсомолец сорвался в пропасть и те кто был рядом услышали именно эти слова. Место замечательное - край дороги, ограждение и за ним пропасть на несколько сотен метров. Далеко внизу видна дорога, по которой мы ехали. Вот и Рица, от Гагры проехали 57км. набор высоты 900 метров. А дождь все не перестает, после перекуса в кафешке пошел искать место для ночлега, узнал что есть небольшая частная гостиница, где мы и остановились. К 7 часам вечера тучи разошлись, дождь кончился ,стали видны величественные вершины гор ,окружающих озеро.
День-6. Едем от Рицы дальше в горы в сторону недействующего курорта Авадхара, дорога никакая - узкая бетонка, местами размытая и заваленная мелкой сыпухой, движение возможно только на джипах. Сначала километра 3 едем вдоль Рицы, постепенно набирая высоту, затем вдоль русла реки Лашипсе, то и дело приходится пересекать большие и маленькие ручьи с чистейшей горной водой, с противоположной стороны русла реки горный массив хребта Ацетука, с которого также множество ручьев и речек водопадами впадают в Лашипсе. Проезжаем мимо разрушенного курорта, видно ,что на зданиях работают люди, значит, курорт будет восстановлен. Подъехали к маленькой забегаловке ,надо подкрепиться –тут же скважина с минеральным источником, наливай сколько хочешь. Обед вкусный, но когда хозяйка сказала , сколько надо платить, слегка отвисла челюсть, не иначе как в цену включена надбавка за высотное обслуживание. Вскоре дорога закончилась, от Рицы отъехали 20 км. достигли высоты 1640 метров. И снова, как накануне начал накрапывать дождь, постепенно усиливаясь, а нам еще надо идти пешком 7 километров к высокогорному озеру Мзы (высота 2100 метров). Делать нечего, спрятали в лесу велосипеды, другие габаритные вещи и вперед –в горы. Туристические группы, которые приезжают сюда на джипах ,ведут в горы специальные проводники, но вполне можно обойтись и без проводника, тропа хорошо натоптана -не ошибешься. Через некоторое время после начала движения тропа превратилась в ручей, на небе ни единого просвета. Навстречу встретилось несколько групп, идущих обратно, все промокли до нитки. Закончился лес, началась зона альпийских лугов, вот дошли и до озера,(затратили 1час40 минут). Оно небольшое, с трех сторон окружено горами, вершины закрыты тучами –дождь не прекращается. Немного пообщались с пастухами, они сказали что со дня на день должен пойти снег, зимой его выпадает до 10 метров. Начали спускаться –обратно шли 1час 10 минут. У основания горы под двумя елками диаметром по метру, где было относительно сухо, поставили палатку, разожгли костер.
День 7. Рассвело, дождь поливал всю ночь, под утро закончился. Выбираясь к дороге от места стоянки, обратили внимание что окрестные вершины за ночь припорошило снегом. Едем обратно в строну Рицы, облака разошлись, появилось солнце. Скорость достаточно высокая, пейзажами любоваться некогда, надо смотреть за дорогой. Проскочили Рицу не останавливаясь. Начался серпантин , стараемся держаться подальше от пропасти, свист ветра в ушах, навстречу пыхтят туристические автобусы. Скорость временами возрастала до 50 км\ч, только успевай притормаживай, от озера до Юпшарских Ворот проскочили за считанные минуты. Дальше дорога более спокойная, но за счет сброса высоты скорость не падала меньше 20 км\ч. В Гаграх были в 15 часов, за день проехали 78 километров.
День 8. Едем в Новый Афон. Сухумское шоссе, на выезде из Гагр установлен БТР -памятник , посвященный войне 92-93 годов. Дорога стала похуже, чем была за Псоу , рельеф- плавные спуски и подъемы. С левой стороны горы, по мере движения они удаляются дальше и дальше на север. Проезжаем Гудауту, с правой стороны видим железнодорожный вокзал, обшарпанный с выбитыми стеклами- грустное зрелище. По пути нас обогнало несколько колонн военных «Уралов»,в колонне по 7-8 машин. На море издалека видны ,стоящие на рейде напротив Нового Афона, военные корабли, насчитал их 5 штук. Над береговой линией совсем низко пролетел вертолет. Въезжаем в Афон, позади 60 км. Надо найти комнату на одну ночь, это довольно сложно-никому не нужны квартиранты на день. Женщина, торгующая на улице ,посоветовала обратиться в дом дяди Левы, объяснила где он расположен. Находим этот дом, жена д.Левы согласна пустить нас на один день, но цена такого пребывания возрастает. В десяти метрах море, купаемся, народа не очень много. Идем смотреть Новоафонский монастырь, он действующий, много народа, а туристические автобусы подвозят и подвозят новые партии.
День 9. Накануне вечером прихворнул, разболелась и голова, был небольшой озноб. Видимо сказались последствия пребывания под дождем. Купленные в аптеке лекарства привели организм в норму. Но с утра решил никуда не ходить и Федор один отправился на осмотр пещер и Иверской горы, на которой стоят останки крепости 6-го века. Выехали из Афона в 2 часа, маршрут знакомый, проехали Гудауту, около живописной речки Хипста (белая река) находится кафе Абхазской национальной кухни- апацха. Решили зайти, самое время подкрепиться. Перед Гаграми, в районе отворотки дороги на Рицу, большое скопление народа, подъехали ближе –видим туристический автобус в кювете, стоит на колесах, но крыша практически вдавлена в пассажирские кресла. Говорят, что все пассажиры остались живы.
День 10.Решаем еще раз съездить в Пицунду, на этот раз на маршрутке. Автовокзал находится около современного торгового центра «Континент».В Пицунде идем в храм постройки 10-го века, посещаем рядом расположенный музей. Дальше направляемся к морю, однако впереди шлагбаум- будь добр за проход выложи десятку, билетов конечно никаких не дают. У моря народа очень много, не меньше чем на пляжах Сочи-публика в основном пенсионного возраста. Вода прозрачная, светло-зеленого оттенка. Вдоволь накупались, осмотрели парк реликтовых сосен, который занимает 200 гектар. Прошлись вдоль береговой линии. Пансионаты - красивые издали ,вблизи производят не столь радужное впечатление-многим нужен основательный ремонт.
День 11. Мне сегодня ехать в Адлер, самолет в 15 часов. Федор остается еще на 5 дней. Накануне весь вечер лил дождь, однако утром на небе ни облачка.25 километров до Псоу пролетели незаметно, движение не сильное, машин утром немного. Пограничный переход прошел быстро –очередей нет. Пробрался сквозь Казачий рынок, времени еще много, решил съездить к морю, до него километра 3. Разительный контраст с Абхазией, огромное количество народа, занят каждый клочек земли-дома лепятся один к другому. От Псоу до аэропорта 12 километров, поток машин нескончаем, перейти на другую сторону дороги –целая проблема, при таком темпе здорово выручает зеркало заднего вида. Вот и аэропорт, закончилось мое путешествие."
|
Домой home походы йога yoga фото Photo сонник dream-book друзья новости news культура |