Для знакомства с мезенской росписью предлагаю почитать статью Ю. Семяшкиной из газеты "Север" "Жива мезенская роспись" от 5 августа 2005 г. "Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались. Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки с тающей смолой, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли на сажу. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю – тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Хотя на всех прялках изображения были похожи, одинаковых прялок не существует. Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными. В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. В Мезенской школе искусств уже 14 лет занимаются мезенской росписью, и преподает это искусство Шумова Татьяна Михайловна. По ее словам, роспись практически всем ребятам дается легко, и на выпускных работах ее учеников чаще всего можно увидеть мезенскую роспись. Ведь если начинаешь ею заниматься , то уже сложно перейти на что-то другое. И просто прекрасно, что эта традиция не забыта и, более того, продолжает развиваться. И кто знает, быть может, в скором времени появится мастер не менее искусный, чем в старые добрые времена. "
Происхождение
мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье
Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники
росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи,
графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают
исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных
народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по
дереву в разных областях России, выделил мезенскую как "таинственную и
любопытную", указав на ее связи с древними греческими стилями. Литература. С.И. Дмитриева. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. |
Домой home походы йога yoga фото Photo сонник dream-book друзья новости news |