На Русском Севере все еще сохраняются старинные большие дома на высокой подклети, чаще двухэтажные, с двухэтажным двором, просторной поветью и взвозом, расположенным сбоку или сзади дома. В Кимже, например, такие дома составляют большинство жилых домов. Дома расположены в два-три ряда и повернуты фасадами к реке. Преобладают пятистенки с двускатной крышей, причем скаты этих крыш находятся под острым углом друг к другу. Двор примыкает к дому сзади, располагаясь под одной с ним крышей. Дом стоит на высокой подклети, преобразованной нередко в первый этаж. Сзади или сбоку дома располагается взвоз, ведущий на поветь двухэтажного дома. Это называется классической формой дома-двора. Крыльцо, как правило, представляет собой небольшую дощатую площадку перед дверью первого этажа дома, с одной или двумя ступенями или состоящее из лестницы и площадки, ведущей в избу на высокой подклети. Северным домам несвойственно обилие украшений. Главным украшением старых мезенских домов является конек на крыше, на охлупне, массивном бревне, венчающем крышу дома. Встречаются на охлупне и рога оленя. Фронтом дома часто расписывался росписью. Реже украшались наличники, ставни. На Севере почти не встречаются пышно орнаментированные наличники, хотя декоративные наличники встречаются. Живописная роспись интерьера на Севере встречается редко. Росписью обычно покрывали двери, опечек, шкафы. Помимо жилья и помещений для скота (двора), в крестьянскую усадьбу входили подсобные сооружения – бани, амбары, сеновалы, овины, риги, погреба, колодцы, чуланы, мельницы. Мытье, особенно парение, в бане имело лечебно-гигиеническое значение. Бани «по-черному» соответствуют жилищам древних северян. На Севере много амбаров. Особое своеобразие архитектурному ансамблю деревни придавали ветряные мельницы, являющиеся одним из древнейших и замечательнейших произведений народной строительной и инженерной мысли. Мельницы были широко распространены и в некоторых деревнях их было до 30 штук. Обычно недалеко от дома располагался колодец. Колодцы были либо с «журавлем» либо с «бараном». В панораму многих мезенских деревень входят старинные деревянные кресты, отражающие не только религиозные представления, но и определенные художественные и мировоззренческие принципы русского населения в прошлом. Среди их можно выделить три группы. Кресты надмогильные можно увидеть не только на кладбище, но и рядом с домом. – напротив его переднего угла, около порога, на огороде, что объясняется сохранившемся до начала 20 века обычаем хоронить родственников рядом с жилищем. Другая группа – это обетные кресты, поставленные по обету (обещанию), данному богу в благодарность за добро или избавление от какого-либо зла. Чаще всего обещались богу рыбаки, промышлявшие на море, в опасные для жизни моменты. Выйдя на берег живым, рыбак ставил обетный крест или на берегу моря, в непосредственной близости от места спасения, или у себя в деревне, около дома. Этот обычай, связанный с необычайно тяжелым и суровым трудом северных рыбаков на море, нашел свое отражение в мезенской поговорке «Кто на море не бывал, тот бога не маливал». Также вешали на крест кусок материи, платки или полотенца в случае тяжелой болезни. Также клали деньги. Бывают еще кресты , расположенные в потаенных местах в лесу, на обочинах дорог. Кресты обычно были высотой 2 – 3 метра. Мезенские кресты близки по форме греческой букве тау, с которой принято связывать удлиненный латинский крест, получивший распространение на Западе, в отличие от Лешуконского района, где кресты обычно равносторонние и ниже и их форма связывается с древним солнечным свастическим знаком.
На Севере сильно выражено понимание эстетических начал в повседневной жизни человека. Это понимание, издавна воспитанное природой, постепенно стало неотъемлемой частью бытия. Эстетическая ценность природы, ее неповторимость отразились на всем, чем окружал себя человек, на всем, что создавали его руки, - от ложки до ткацкого станка, от амбара до храма. Народ никогда не разделял функциональное и художественное начало в жизни. Красота была жизненно необходимой и особенно ценимой частью повседневного бытия. Два этих начала особенно тщательно взвешивались при выборе места поселения. Здесь учитывались: удобство сообщений, ориентация по солнцу, защита от господствующих ветров, уровень паводковых вод и в целом красота выбранного места. Природная среда гармонично окружала селение и все вместе создавало неповторимый архитектурно-ландшафтный ансамбль. Центральное место в этом ансамбле занимала церковь, храм и река либо озеро или берег моря в наших поморских селах. Каждое селение имеет ярко выраженное индивидуальное лицо. А ведь строились деревни без чертежей и проектов, а насколько все было точно вымерено, согласовано. Люди основывались на интуиции, развитой многовековым общением с природой, интуиции, способствовавшей появлению истинных произведений искусства. Невольно удивляешься великолепному знанию народом законов зрительного восприятия. Создавалась единая панорама поселения с церковью на фоне изумительного ландшафта.
Литература: Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера.Л.1982 Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.1988 |
Домой home походы йога yoga фото Photo сонник dream-book друзья новости news |