Любовь и медитация
Огонь йоги сжигает клетку греха
Любовь. Любви посвящены лучшие шедевры литературы, поэзии, музыки, живописи, кино, театра и других видов искусства. Например, слова А.С.Пушкина о любви: «…О,сон чудесный, о пламя чистое любви», «но узнаю по всем приметам болезнь любви в душе моей» «но есть прямое благо:сочетанье двух душ» «мой свет, мой добрый гений, предмет моей любви» Объект любви у Пушкина есть гений чистой красоты. Поэт Жуковский говорил:»Люби – любовь и жизнь одно», а Блок – «Лишь только влюбленный имеет право называться человеком». Писатель Андрэ Моруа писал: «На свете важнее всего возможность любить и быть любимым». Религиозные тексты Нового Завета и Бхагават-Гиты также посвящены любви, любви между Учителем Иисусом и его учениками, между Богом в человеческом теле Кришной и его учеником Арджуной. Община Будды также была построена на любви между Учителем и учениками. Тексты-автобиграфии йогов Парамахансы Йогананды и Свами Рамы также посвящены любви между Учителем и учениками. « Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей;…Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас; …Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих;…Сие заповедаю вам, да любите друг друга» /Иоанн.15:9,12,13,17/. « Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою»/Откр.2:4/ Иисус говорил, что Бог есть любовь. Йоги также говорят, что Бог есть океан любви. Поэтому вся духовная практика неотделима от любви. Йог должен любить и быть влюбленным. Медитация – есть высшая форма любви – любовь к Богу. Именно она является движущей силой духовной эволюции, самым главным звеном в духовной практике. Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»/Матф.22:37-40/ В Бхагават-Гите аналогичная заповедь звучит так:»Просто сосредоточь свой ум на Мне,…обрати ко Мне весь свой разум. Так ты будешь пребывать во Мне вечно»/12:8/. «Всегда размышляй обо Мне, устремляя ко Мне все свои мысли и Я быстро вызволю тебя из океана рождения и смерти»/12:7/ В «Йоге-сутра» Патанджали главная заповедь звучит:»Медитация на ОМ есть Путь». Ом – это Слово Божие – «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»/Иоанн.1:1/ Иисус говорил:»Ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную…Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем»…»Сей есть хлеб, сшедший с небес»/Иоанн.6:54-58/. Здесь он говорит о практике блаженства, ощущаемого в медитации. Бог – есть Блаженство – говорят йоги. Это есть хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет./Иоанн.6:50/. «Пребудьте во Мне и Я в вас»/Иоанн.15:4/. Аналогично в Бхагават-Гите: «С умом, сосредоточенным на Мне, ты освободишься и придешь ко Мне»/9:28/… …»Всегда думай обо Мне, стань Моим бхактой, выражай Мне почтение, поклоняйся Мне и так, полностью погруженный в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне»/9:34/ В Новом Завете и Бхагават-Гите показана медитация на личностный аспект Бога, то есть Бог проявляется в конкретном человеке и любовь к Богу есть любовь к этому человеку, через которого проявляется Слово Божие, звук Ом. Ом – это вибрация Бога как выражение любви и высшей красоты. «Господь пребывает в сердце каждого» - говорит Кришна в Бхагават-Гите /18:61/, поэтому очень важно практиковать любовь сердца, что приближает человека к Богу. «Се, стою у двери и стучу:если кто услышит голос Мой и отворит дверь , войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной»/Откр.3:20/. «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят»/Матф.5:8/. Виды медитации. Любовь к Богу означает чаще всего любовь к личностной форме, к человеку, через которого проявляется Бог, звук Ом как вибрация любви, красоты, как проявление идеала. Объектом медитации часто бывает духовный Учитель и ученик. Система Учитель-ученик в йоге играет важную роль в духовном прогрессе. Цепочка ученической преемственности порой существует тысячи лет. Про различные виды медитации можно почитать в сборнике Антонова В.В. «Методология йоги» и в книге Шивананды С. «Концентрация и медитация». Можно медитировать на любимом человеке, использовать для медитации объекты природы, музыку, танец, песни, можно медитировать в работе, чтении духовных текстов и на других объектах, где есть печать Бога. Творческий процесс в работе сродни медитации. Место медитации. Существуют места, где легко медитировать. Такие места, насыщенные духовными вибрациями бывают во многих пещерах в Гималаях, в монастырях, храмах, духовных центрах, в природе и у себя дома. Существуют так называемые «места силы», описанные у Антонова В.В. Существует еще созерцание – спонтанный вид медитации, которое случается не зависимо от воли человека в любое время и в любом месте. Это есть подарок Святого Духа. Приведем еще цитаты из Бхагават-Гиты, посвященные любви. «Те, кто исполнены веры, следуют этим вечным путем любви к Богу, полностью отдавая себя этому, кто сделали Меня своей высшей целью, те очень дороги Мне/12:20/…Лишь любви дано созерцать Меня в моей сокровенной сути и слиться со Мной /11:54/….Постоянная и чистая любовь ко Мне …есть знание, а все что помимо этого есть невежество/13:10/». Сравните с апостолом Павлом»Если любви не имею, то я – медь звенящая»/Кор.13:1/. И далее Гита: «Пребывающий в любви со Мной, чей разум и сознание сосредоточены на Мне – тот любящий Меня ученик дорог Мне»/12:14/. Первая заповедь Нового Завета является раджа-йогой и означает медитацию на Ом, вторая заповедь является карма-йогой, где любовь является регулирующим принципом в отношениях с людьми, основой этики. В Библии и других Писаниях ученые выделяют тройное строение: тело – история, душа – этика, дух – эзотерика (тайное знание). В Новом Завете эзотерика более выражена в Евангелиях, особенно у Иоанна, и в Откровении, а этика – в посланиях апостолов. Любовь к Богу как медитация выражена в первом послании Иоанна /4:7,12,16/, послании Иуды /21/, « Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога….Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог пребывает в нас, и любовь Его совершенная есть в нас. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Сохранйте себя в любви Божией, ожидая милости от Бога для вечной жизни». «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас»/1Кор.2:16/, что созвучно «Бог пребывает в сердце каждого» Бхагават-Гиты. Любовь как основа этики хорошо выражена в посланиях апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине /Кор.13:4-6/. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не желай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего как самого себя»/Рим.13:9/ «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил Закон «/Римл.13:8/ Закон – это Дхарма, по-русски нравственность, нравственный закон в нас. О достижении Самадхи апостолы говорили так: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое/2Кор. 5:17/, «даровавшему нам победу/1Кор.15:57/. Иисус сам достиг Самадхи и помог достичь этого сверхсознательного состояния своим ученикам, взяв часть грехов на себя. «Христос умер за наши грехи /1Кор.15:3/,»Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками/Рим. 5:8/. Иисус разорвал цепочку рождений и смерти, отработал карму, достиг прекращения страданий. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти – грех, а сила греха – Закон» /1Кор. 15:55-56/ Ад в широком смысле это новое рождение, жизнь, полная страданий. Закон – это Дхарма. При глубоком изучении Писаний видно, что суть их одна и они тесно связаны с «Йога-сутрой» Патанджали. Философия Самхьи как теоретический источник, а йога как практическая наука дали жизнь всем религиозным Писаниям. Медитация как любовь к Богу есть главный метод духовного Освобождения (Спасения). Достижение Самадхи и Нирваны есть главные духовные цели. Любовь к Богу идет в основном через личностный аспект. Медитация должна стать привычной для человека как тренировка для спортсмена и физкультурника. Ручей медитации приведет человека в море Самадхи, а из моря он должен попасть в океан Нирваны.
|