Творчество

 

От его работ веет добротой и задушевностью

 

Отдыхая на зимних каникулах в своем родном городке Мезени, я узнала от земляков, что в поморской столице, городе Архангельске, в Марфином доме, проходит выставка фотографа-любителя Федора Сафонова – человека увлеченного, энергичного, молодого душой.

Впрочем, молода не только душа Федора, но и это одно из его  увлечений (Сафонов ведь еще и  путешественник, и участник Мезенского хора), которое всерьез его захватило. Вообще-то фотографией Федор занимается  уже немало лет, но эта выставка, которая открылась 29 января и продолжала радовать архангелогородцев и заезжих Мезенцев целых три месяца, можно сказать, была лишь его вторым выходом в «областной свет». Прежде он, конечно, устраивал подобные зрелища, но лишь у себя на родине, в нашем Мезенском районе, а показать свое творчество в Архангельске решился лишь в прошлом году. Тогда в библиотеке имени Добролюбова зрители областного центра впервые увидели его фотоработы и по достоинству их оценили. И вот снова Архангельск.

«Фотовыставка Ф. Сафронова «Край мой северный». Увлекательное путешествие по Мезени. Родная Кимжа» - знакомясь в одной из городских газет с анонсом культурной жизни Архангельска, я наткнулась именно на такое название мероприятия. Правда, автором ее был указан некий Ф. Сафронов. Но городским газетам тоже свойственно ошибаться, а я то знала с каникул, кто автор работ на самом деле. И тут мне стало стыдно, что я до сих пор не познакомилась с фототворчеством земляка.

Недолго думая, после лекций мы с моей университетской приятельницей, уже знакомой Мезенскому читателю 2Севера», Мариной Быковой, отправились в Марфин дом. На календаре было 4 марта, на термометре – минус 10 градусов, а на душе – тепло и радостно. Из посетителей мы с Мариной были одни. И не мудрено, ведь выставка длилась уже больше месяца.

Мы прошли в большой, немного затемненный зал с высокими потолками и старинным трюмо посередине. На стенах висели обрамленные деревянными рейками яркие фотографии. Мы насчитали их 59. Не густо, конечно, но зато каждая скрывала за глянцевым покрытием свой особенный, тайный смысл. Тематика снимков отличалась разнообразием, однако так или иначе была связана с горячо любимой автором его малой родиной.

Сафонов сумел отразить в своих работах и быт, и природу, и обычаи, и культурную жизнь на Мезени. Исключением явился лишь фотоэтюд «Пинежский каньон». По-поему, этим отступлением от собственного же правила Федор хотел еще больше акцентировать внимание публики на своей искренней, безмерной любви не только к родной домашней природе, но и к миру в целом. Не случайно, пейзажи являются все же главными в его творчестве.

Наиболее удавшейся в этом плане работой, на мой взгляд, стала фотография «Поморское утро». Интересной мне показалась сама задумка, больше, конечно, покорило ее отличное цветовое разрешение. Слегка размытая линия горизонта как бы делит картину на две части. Стальная гладь реки. Ее тяжелый плотный цвет сливается с каемкой темного предгрозового неба. Я постепенно поднимаю глаза: приземленные тусклые краски приобретают все большую яркость и свежесть. На пестром небе появляются желтовато-розовые оттенки. Видать, гроза пройдет стороной.

По-моему, изображение носит весьма символический характер. У меня создалось даже такое впечатление, что Ф. Сафонов этим этюдом хотел показать неизбежность перехода человечества от мрачного прошлого в светлое будущее, а образы моря и неба как раз олицетворяли это. Фотография вселяла какую-то надежду на лучшее, придавала бодрость духу, заставляла переосмыслить и свою судьбу. Я, например, когда смотрела на снимок, поневоле сопоставляла счастливые и грустные периоды своей жизни с некоторыми элементами пейзажа этой картины, один в один повторяющими мое внутреннее состояние.

Запечатленное на следующей фотографии «Берег» отчасти схоже с изображением предыдущей. Но различны их смыслы. Последняя более  близко передает дух деревенской жизни: на ней небольшая речушка, на берегу которой лежит длинная старая лодка, а из воды торчит ушат.

Подобные снимки словно возвращали нас с Мариной в лето, заставляли вспомнить о погожих июльских деньках – не в пример, сегодняшним, серым и дождливым. Особое летнее настроение подчеркивалось в фотографии под названием «Жарко». Здесь Сафонов сумел очень точно передать одновременно и усталость, и тоску животного. На этот раз его внимание привлекла знаменитая лошадь-мезенка.

С давних времен она вызывала интерес и у самих Мезенцев, и уж тем более, у гостей района. Но до этого, помнится, большинство художников и фотографов старались изображать ее за работой. Федор же пошел вразрез со сложившейся традицией: он запечатлел лошадку после пахоты, во время ее отдыха. Вот что у него получилось: знойный июльский день, высунув морду в окно, во хлеву стоит изнуренная трудом лошадь, в ее бездонных глазах застыла печаль.

Следующая работа – Мезенские просторы», выполнена уже в традиционной манере. Сафонов создал своеобразный аналог классического вида города, расположенного на берегу реки. Такой этюд можно найти в любой книге по краеведению и даже на календарях.

Фотография «Поморское кладбище» передает некие христианские мотивы. Усыпальница многих поколений северян запечатлена художником на берегу моря. Но мы не видим кладбища в перспективе, на первом плане перед нами – одинокая могила, над которой возвышается крест. Над морем повисло тяжелое темно-синее небо, но вокруг креста сформировался некий светлый ореол, будто нимб над головой святого, благодать Божья.

Несколько работ фотографа были посвящены теме цветов. Например, фотоэтюды «Георгины», «Цветок в окне на севере». А некоторые, о чем я уже упоминала, отображали культурную жизнь района. Это такие работы, как «Солистки» (узнаю на фото Мезенский народный хор на гулянье в честь Дня города, «Поморки», «Есть женщины в наших селеньях» и другие. А на двух снимках запечатлены старинные русские иконы – «Икона Смоленской Божьей Матери» и «Господь Вседержитель». Этим больше всего  и запомнилась выставка Ф. Сафонова прихожанам Свято-Сретинского храма села Заостровье, очень тронула их. В книге отзывов они написали, что такие фотографии – это своеобразная связь с Богом.

Вообще, в книге отзывов было оставлено немало добрых слов и пожеланий в адрес Федора Сафонова. А 29 января, в день открытия выставки, Марфин дом посетила группа Мезенцев, и вот что они написали на память фотографу-земляку: «Каждая работа – это произведение искусства. В полной мере это может увидеть только настоящий художник. В конце они оставили свои 12 подписей.

Чуть ниже я прочитала отзыв многолетнего руководителя Мезенского землячества Д.В. Лобановой и напутствие ему от всего «Зимнего берега».

Не обошла стороной выставку и Алла Сумарокова. Во время одного из приездов в Мезень с концертной программой она открылась зрителям, что горячо любит нашу северную землю. А о выставке у нее сложилось следующее впечатление: «Как в деревне побывала». Коротко и ясно.

Да, действительно, работы Сафонова были полны какой-то задушевности и доброты. Только хотелось бы высказать автору на будущее такое пожелание: наверное, следовало бы каждую фотографию снабдить небольшими комментариями со ссылкой на то место, где был сделан тот или иной снимок. Ведь не все архангелогородцы знают о Мезенском районе. Однако, надеюсь, это не помешало художнику надолго остаться в памяти архангельского зрителя, избалованного столичными представлениями и шоу. Думаю, Ф. Сафонов будет устраивать подобные мероприятия чаще и сможет также успешно завоевывать любовь зрителей.

М. Личутина. Корр. «Севера».

На снимке: «На деревенской улице".

 

 

 

 

Газета «Север» 22.07.2005 года.

 

 

 Домой home      походы      йога  yoga     фото  Photo    сонник dream-book        друзья      новости news

Хостинг от uCoz